• Приглашаем посетить наш сайт
    Соловьев (solovyev.lit-info.ru)
  • Биографические записки о Мережковском январь-март 1920 года (Минск, Вильна) по материалам прессы.
    Русский литературный вечер

    Русский литературный вечер

    (Д. С. Мережковский, З. Гиппиус, Д. Философов и В. Злобин)

    27-го февраля состоялся в Городском зале русский литературный вечер с участием знаменитаго писателя Д. Мережковского, известной поэтессы Зин. Гиппиус, публициста писателя Д. Философова и молодого поэта В. Злобина. Вечер привлек многочисленную публику; зал был переполнен. Масса желающих не могла попасть на вечер. Вечер открылся краткой речью Д. Философова на тему: "Монгольский социализм большевиков". Оратор охарактеризовал русский коммунизм как поход против культурной Европы и осветил его восточную подоплеку; большевизм проникнут азиатским духом и недаром он окружен восточными легендами о нашествии китайцев, башкир и других племен желтой расы. Тяготение большевиков к востоку не случайное: они надеются лозунгом "самоопределение народов" всколыхнуть Азию и натравить ее на измученную европейскую культуру.

    Далее г. Философов говорил об опасности заключения мира с Советской Россией, ибо из этого мира, по его мнению, выйдет новая война. Оратор закончил свою речь следующими словами: "Бойтесь мира с таким врагом".

    Молодой поэт В. Злобин читал отрывки из "Петербургского дневника" Зинаиды Николаевны Гиппиус. Эти записки начинаются со дня объявления войны и передают ужасы последних 6 лет.

    Когда началась война, в Петербурге на Сергиевской1 собирались друзья Мережковских. Были в том числе и эсеры. Уже в то время чувствовалось разделение общества за и против войны.

    Зинаида Гиппиус и ее друзья не сомневались в том, что революция - неминуема, неизбежна, но будет ли она творческой революцией, или же стихийным крахом революции, - она, как и все, не знала2.

    Под влиянием лихорадочного ожидания неизбежных событий, охватившего общество, Зинаида Гиппиус написала свое "Зеленое Кольцо"3.

    В то время почти никто не понял глубокаго революционнаго содержания этого истинно-художественнаго произведения.

    И только один человек понял действительный смысл этого произведения; это был Керенский4: после первой постановки "Зеленаго Кольца" в Александринке5 он послал Зинаиде Николаевне букет из красных роз6.

    Зинаида Николаевна часто беседовала с Керенским - этой жертвой своей собственной фатальной политической ошибки.

    Как-то, еще до польского восстания7, поэтесса спросила его: "Что будет?". И он ответил: "Будет то, что начинается буквой А (анархия)..."8

    Близко стоявшие к последним политическим событиям Луначарский9, Суханов10 и другие держались отдельно.

    Когда пломбированный вагон с Лениным и Троцким11 прибыл из Германии в Петербург, народ устроил им грандиозную встречу.

    "Я находила, - пишет в своем дневнике Зин. Гиппиус, - между Николаем II-м и Керенским некоторыя общия черты - ту же самоуверенность".

    Вот еще отрывок из дневника: "Борис Савинков12 сказал: Если в борьбе не победит Керенский - всемирная гибель неизбежна. Хотелось бы знать, чем это все окончилось бы, если бы не было корниловскаго восстания?.."

    После Корнилова13 стало ясно, что все кончено. Для защиты А. Керенского был вызван крейсер "Аврора" из Кронштадта.

    Благодаря слухам, что Савинков убил Крымова14, первый перешел на нелегальное положение. Это была гнусная клевета. Савинков слишком понимал глубокое значение личности Крымова, подготовлявшаго еще при царизме политический переворот. Он понимал, что такое Крымов и во что уже превратился Керенский...

    Дальнейшие отрывки из "Дневника" рисуют все более и более сгущающийся мрак событий. "Точно в банке с пауками наша жизнь текла медленно, так медленно и тягуче, что мы не замечали дней. 


    Июнь. Смотрю из окна... Едет воз белых гробов... В гробах покойники... Едут священники... Плачут бабы...15 Тягучее неподвижное время...16 Продали все до нитки...17

    Июль. Слышатся крики "Долой войну"18. Арестован N. N. Расстреливают офицеров с женами19. Эта же участь постигла профессора Бориса Никольского20. Жена его сошла с ума. Остались сын и дочь. Перваго вызвали и, издеваясь, спрашивали: не знает ли он, где тело его отца. Мальчик 4-ые сутки в бреду...21

    После наступления Юденича22

    Дороговизна ужасная. Масло 1200 р.23 Продавать нечего. Большевики наступают по всему фронту24. Город разбит25. Писать даже не стоит, - люди так жалки...26 И умирают побежденные, как победители, и победители, как побежденные"27.

    Некоторые из этих стихов прочла Зин. Гиппиус. Сильные, проникнутые подлинным лиризмом стихотворения были с большим вниманием прослушаны аудиторией. Стихотворения последняго времени пропитаны ядом острой сатиры.

    Д. Мережковский читал на тему: "Российский большевизм и Европа".

    Знаменитый писатель начал свою лекцию с освещения отношений Европы и России. Европа осталась неподвижной, не захотела реагировать на российскую трагедию. Это обстоятельство характеризует шаткость Европы, за которую охватывает страх. Европа инертна - не обнаруживает чуткости к России и не прониклась сознанием ответственности за ее равнодушие к России. Далее оратор перешел к характеристике России - ея национальных и интернациональных свойств в психологическом и философском отношениях. Одно из наиболее ярких свойств России - это способность и воля ко всемирности. Об этом достаточно ярко свидетельствует творчество русских гениев - в особенности Пушкина и Достоевского28. Эта воля ко всемирности достигла чрезмернаго напряжения, следствием котораго явилось - слабость русскаго национальнаго чувства29. На этом фоне вырисовывается трагедия России. Ея предвидел пророк русской революции Достоевский, произнесший роковыя слова: "Петербургу быть пусту"30 сомнения, что кучка большевиков фанатиков верит в свои идеи, но для целаго русскаго народа учение большевиков - сплошной нуль, ничего не говорящий ни уму ни сердцу. Русская земля как бы провалилась и зазияла черная яма, из великаго лозунга французской революции "Свобода, равенство и братство" большевизм утвердил только равенство, но это равенство в рабстве; он убил свободу, революцию, отечество и личность31. Из всего сказаннаго возникает вопрос о религиозном существе русскаго народа. Ответ на этот вопрос таков: русский народ оставил Бога и опустился в лоно атеизма, принявшаго форму безумия. Эту тайну русскаго сумасшедшаго атеизма ярко осветил Достоевский. Этой же атеистической болезнью особенно страдает русская интеллигенция, стоящая во главе русской революции. Правда, в этом революционном атеизме есть начало безсознательно-религиозное. В этом смысле душа русской революции - социал-демократия носит соборно-вселенский характер и, следовательно, безсознательно-религиозна. "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" - этот призывный крик журавлей нигде еще не раздавался с такой недосягаемо далекой и торжественно грозною, словно апокалипсической, надеждою или угрозою, как именно в русской революции. Большевизм довел русский атеизм до последней черты - дальше идти некуда; в этом отношении Европа аналогична России - она также охвачена атеистическим безумием; европейская культура изменила христианству.

    Возрождение Европы Д. Мережковский видит только в ее грядущем приобщении к христианским основам. Касаясь вопроса о мире Европы с советской Россией, Д. Мережковский сказал, что мир этот означает неминуемую катастрофу европейской культуры и гибель России.

    Пуховая подушка мира с большевиками, по мнению Дмитрия Сергеевича, задушит Россию и вовлечет Европу в зияющую черную бездну.

    Аудитория горячо благодарила русских писателей, поделившихся своими впечатлениями и выводами с виленским обществом.

    Русский литературный вечер (Д. С. Мережковский, З. Гиппиус, Д. Философов и В. Злобин) // Виленский курьер. 1920. № 245, 29 февраля. 

    1. На Сергиевской улице (по церкви св. Сергия) в доме 83, кв. 17 в Петербурге (впоследствии улица Чайковского, 73), на углу Потемкинской улицы, рядом с Таврическим дворцом, в котором заседала Дума, затем Временное правительство, Мережковские жили с 1913 г.

    2. Ср. в "Истории моего дневника" З. Н. Гиппиус: "…Будет, да, несомненно, - писала я в 16-м году. - Но что будет? Она, революция настоящая, нужная, ерная, или безликое стихийное Оно, крах, - что будет?" См.: Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, Д. В. Философов, В. А. Злобин. Царство Антихриста. Munchen: Drei Masken Verlag, 1922. С. 42.

    3. Пьеса З. Н. Мережковской-Гиппиус, еще до Первой мировой войны и поставленная в Александринском театре в Петербурге В. Э. Мейерхольдом по настоянию сыгравшей в ней одну из ролей выдающейся русской актрисы М. Г. Савиной; премьера состоялась 18 февраля 1915 г.

    депутатов, во Временном правительстве военный и морской министр, с 8 июля 1917 г. также министр-председатель, с 30 августа одновременно Верховный главнокомандующий, 25 октября бежал в штаб Северного фронта для организации борьбы с большевистским переворотом, в 1918 г. эмигрировал, жил во Франции, в США.

    5. Александринский театр в Петербурге, старейший российский театр (1832 - 1920), впоследствии Ленинградский театр драмы им. А. С. Пушкина.

    6. Согласно дневнику З. Н. Гиппиус, она и Д. В. Философов случайно захватили А. Ф. Керенского на генеральную репетицию (не премьеру) пьесы "Зеленое Кольцо", после чего он прислал "букет красных цветов", "красные цветы гвоздики" с восторженной запиской, см.: Зинаида Гиппиус. Петербургские дневники. 1914 - 1919. Нью-Йорк - Москва, 1990. С. 32, 100.

    7. Несомненная ошибка газетчика: речь идет об июльском восстании, т. е. инспирированных, по убеждению З. Н. Гиппиус, массовых демонстраций в Петрограде 3 - 4 июля 1917 г.

    8. Ср. в "Истории моего дневника": "Я помню, как однажды Керенский, говоря со мной по телефону после какой-то очень грубой ошибки думских лидеров, на мой горестный вопрос: "что же теперь будет?" отвечал: "будет то, что начинается с а…", т. е. анархия. Т. е. крах". См.: Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, Д. В. Философов, В. А. Злобин. Царство Антихриста. Munchen: Drei Masken Verlag, 1922. С. 43. Ср. с отличиями в пунктуации: Зинаида Гиппиус. Петербургские дневники. 1914 - 1919. Нью-Йорк - Москва, 1990. С. 233.

    съезда Советов рабочих и солдатских депутатов, на II съезде Советов назначен наркомом просвещения (до 1929 г.), во время гражданской войны уполномоченный Реввоенсовета на фронтах и в прифронтовых районах.

    Исполнительного Комитета Советов рабочих и солдатских депутатов, избранного I Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов 3 - 24 июня (16 июня - 7 июля) 1917 г., один из редакторов газеты "Новая Жизнь", после большевистского переворота работал в советских экономических учреждениях.

    11. В. И. Ленин вернулся в Петроград 3 (16) апреля, Л. Д. Троцкий - 4 (17) мая 1917 г. 12. Борис Николаевич Савинков (1879 - 1925), член Боевой организации партии социалистов-революционеров, состоял в ее ЦК, участник нескольких террористических актов (убийства министра внутренних дел В. А. Плеве в 1904 г., московского генерал-губернатора и командующего войсками Московского военного округа великого князя Сергея Александровича в 1905 г., покушения на адмирала Ф. В. Дубасова в 1906 г., на Николая II); в 1911 - 1917 гг. жил за границей. Автор (псевдоним В. Ропшин) книг "Конь бледный", "То, чего не было", "Записки террориста", "Во Франции во время войны", сборника стихов. В июле 1917 г. управляющий военным министерством, во время Корниловского мятежа петроградский военный генерал-губернатор; в 1918 г. организовал Союз защиты родины и свободы, в 1919 г. представлял правительство адмирала А. В. Колчака в Париже, в 1920 г. в Варшаве возглавил Русский политический комитет для борьбы с большевиками; Мережковских с Савинковым связывала многолетняя дружба, начавшаяся знакомство за границей около 1908 г.

    13. Лавр Георгиевич Корнилов 1870-1918), генерал от инфантерии, в марте - апреле 1917 г. командующий войсками Петроградского округа, в мае - 8-й армии, с 19 июля - и войсками Юго-Зпадного фронта, с 19 по 27 августа - Верховный главнокомандующий, 25 августа двинул войска на Петроград, 31 августа мятеж ликвидирован; в ноябре Корнилов бежал в Новочеркасск, где вместе с генералом М. В. Алексеевым возглавил Добровольческую армию. Убит в апреле 1918 г. при штурме Екатеринослава.

    14. Александр Михайлович Крымов (1871 - 1917), генерал-лейтенант, тесно связанный с октябристами и А. И. Гучковым, во время Корниловского мятежа во главе 3-го конного корпуса брошен на Петроград, после провала мятежа застрелился.

    "Черной книжке" Гиппиус запись от 16 июля: "Утром из окна: едет воз гробов. Белые, новые, блестят на солнце. Воз обвязан веревками. В гробах - покойники, кому удалось похорониться. Это не всякому удается". См.: Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, Д. В. Философов, В. А. Злобин. Царство Антихриста. Munchen: Drei Masken Verlag, 1922. С. 74; Зинаида Гиппиус. Петербургские дневники. 1914 - 1919. Нью-Йорк - Москва, 1990. С. 257. 16. См. в "Черной книжке": "Дни - как день один, громадный, только мигающий - ночью. Текучее неподвижное время". См.: Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, Д. В. Философов, В. А. Злобин. Царство Антихриста. Munchen: Drei Masken Verlag, 1922. С. 80; ср.: Зинаида Гиппиус. Петербургские дневники. 1914 - 1919. Нью-Йорк - Москва, 1990. С. 260 - 261.

    17. Ср. в "Черной книжке": "Надо продавать все до нитки. Но не умею, плохо идет продажа". См.: Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, Д. В. Философов, В. А. Злобин. Царство Антихриста. Munchen: Drei Masken Verlag, 1922. С. 76; Зинаида Гиппиус. Петербургские дневники. 1914 - 1919. Нью-Йорк - Москва, 1990. С. 258.

    18. Сопоставимо с записью о митинге, на котором его участники "вдруг точно взбесились: полезли на Зиновьева с кулаками "долой войну! Долой комиссаров!" И даже - не страшно ли? - долой жидов!". См.: Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, Д. В. Философов, В. А. Злобин. Царство Антихриста. Munchen: Drei Masken Verlag, 1922. С. 84. В других изданиях антисемитский призыв опущен, ср.: Зинаида Гиппиус. Петербургские дневники. 1914 - 1919. Нью-Йорк - Москва, 1990. С. 263.

    19. Ср. в "Черной книжке": "Расстреливают офицеров, сидящих с женами вместе, человек 10 - 11 в день". См.: Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, Д. В. Философов, В. А. Злобин. Царство Антихриста. Munchen: Drei Masken Verlag, 1922. С. 86; Зинаида Гиппиус. Петербургские дневники. 1914 - 1919. Нью-Йорк - Москва, 1990. С. 260 - 261.

    20. Борис Владимирович Никольский (1870 - 1919), юрист, библиофил, поэт и критик.

    "Черной книжке": "Недавно расстреляли профессора Б. Никольского. Имущество его и великолепную библиотеку конфисковали. Жена его сошла с ума. Остались дочь 18 лет и сын 17-ти. На днях сына потребовали во Всевобуч (всеобщее военное обучение). Он явился. Там ему сразу комиссар с хохотком объявил (шутники эти комиссары!) - А вы знаете, где тело вашего папашки? Мы его зверькам скормили <…> Объявление так подействовало на мальчика, что он четвертый день лежит в бреду". См.: Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, Д. В. Философов, В. А. Злобин. Царство Антихриста. Munchen: Drei Masken Verlag, 1922. С. 86; Зинаида Гиппиус. Петербургские дневники. 1914 - 1919. Нью-Йорк - Москва, 1990. С. 265.

    22. Николай Николаевич Юденич (1862 - 1933), генерал от инфантерии, главнокомандующий Северо-Западной армии в 1918 - 1920 гг., предпринял поход на Петроград в октябре-ноябре 1919 г., после его неудачи отступил в Эстонию, в 1920 г. эмигрировал в Финляндию.

    23. В "Черной книжке" ("На корке") соответствует запись от 16 (3) октября: "Голод полнейший. Рынки расхвачены. Фунта хлеба сегодня не могли достать. Масло, когда еще было, - было 1000 - 1200 р. фунт". См.: Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, Д. В. Философов, В. А. Злобин. Царство Антихриста. Munchen: Drei Masken Verlag, 1922. С. 110; Зинаида Гиппиус. Петербургские дневники. 1914 - 1919. Нью-Йорк - Москва, 1990. С. 288.

    24. В "Черной книжке" ("На корке") соответствует запись от 4 (22) октября: "Большевики в непрерывном ликовании. Уверяют, что наступают во весь фронт". См.: Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, Д. В. Философов, В. А. Злобин. Царство Антихриста. Munchen: Drei Masken Verlag, 1922. С. 121; Зинаида Гиппиус. Петербургские дневники. 1914 - 1919. Нью-Йорк - Москва, 1990. С. 290.

    25. Имеется в виду рытье окопов и сооружение баррикад, для чего были разворочены мостовые и перерыты улицы в центре Петрограда, см.: Зинаида Гиппиус. Петербургские дневники. 1914 - 1919. Нью-Йорк - Москва, 1990. С. 289, 290.

    "Собственно, гораздо благороднее теперь не писать. <...> Люди так жалки и страшны. См.: Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, Д. В. Философов, В. А. Злобин. Царство Антихриста. Munchen: Drei Masken Verlag, 1922. С. 123; Зинаида Гиппиус. Петербургские дневники. 1914 - 1919. Нью-Йорк - Москва, 1990. С. 291.

    27. В "Черной книжке" ("На корке") З. Н. Гиппиус указан источник не совсем точно цитируемой пространной выписки из книги В. В. Розанова (1856 - 1919) "Опавшие листья. Короб второй и последний" (Спб., 1915): "Т увидел я вдали смертное ложе. И что умирают победители, как побежденные, а побежденные, как победители".

    28. В статье "Царство Антихриста. Большевизм, Европа и Россия", написанной в Париже в 1921 г., Д. С. Мережковский в подтверждение своей мысли о том, что "русские - европейцы всемирные", писал: "Гениальною особенностью Пушкина, самого русского из русских людей, Достоевский считает эту способность ко всемирности, "всечеловечности", к чудесным перевоплощениям, вхождением русской души в души всех других народов". См.: Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, Д. В. Философов, В. А. Злобин. Царство Антихриста. Munchen: Drei Masken Verlag, 1922. С. 23.

    29. Ср. в статье Д. С. Мережковского "Царство Антихриста. Большевизм, Европа и Россия": "Слабость нашего национального чувства, ныне столь роковая для нас, может быть, и зависит от этого чрезмерно напряженного чувства всемирности". См.: Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, Д. В. Философов, В. А. Злобин. Царство Антихриста. Munchen: Drei Masken Verlag, 1922. С. 23.

    30. "Петербургу быть пусту" - пророчество первой жены Петра I Алексеевича царицы Евдокии Федоровны Лопухиной (1699 - 1731), постриженной в монахи Суздальского Покровского монастыря под именем Елены (1698), своеобразно преломившееся в славянофильском восприятии Петербурга как чуждого России города и в образе таинственного, гибельного, эфемерного Петербурга в творчестве Ф. М. Достоевского; с другой стороны, его вариации образуют лейтмотив романа Д. С. Мережковского "Антихрист (Петр и Алексей)", опубликованного в журнале "Новый Путь" (1904), выходившего отдельными изданиями (1905, 1906) и вошедшего в собрания сочинений писателя (1911, 1914).

    "Царство Антихриста. Большевизм, Европа и Россия": "Равенство в рабстве, в смерти, в безличности - в Аракчеевской казарме, в пчелином улье, в муравейнике или в братской могиле, где труп равен трупу, так что не различишь <…> Но, убивая Братство, убивая Свободу, убивают Равенство, потому что разделить их нельзя: эти три - едино: Свобода, Равенство, Братство - три лика одного Божества - Революции". См.: Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, Д. В. Философов, В. А. Злобин. Царство Антихриста. Munchen: Drei Masken Verlag, 1922. С. 19.  

    Публикация оффлайн: Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, Д. В. Философов, В. А. Злобин в Вильнюсе в 1920 году / Публикация и комментарии П. Лавринца // Балтийский архив. Русская культура в Прибалтике / Составитель Ю. Абызов. Т. IV. Рига: Даугава, 1999. С. 216 - 223.  

    Подготовка текста © Павел Лавринец, 2001.

    © Русские творческие ресурсы Балтии, 2001.

    Раздел сайта: