• Приглашаем посетить наш сайт
    Григорьев А.А. (grigoryev.lit-info.ru)
  • Мессия

    1. Бунт: 1 2 3 4 5 6 7 8 9
    2. Кто он?: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
    3. Я не он: 1 2 3 4 5 6 7
    4. Тень грядущего: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

    Ты, Отец, в сердце моем,
    и никто Тебя не знает – знаю
    только я, Твой сын.

    Ахенатон, царь Египта

    От Египта воззвал
    Я Сына Моего.

    Осия. 11, 1

    Первая часть. Бунт

    I

    Тутанкамон – Тутанкатон, посол египетского царя Ахенатона, привез ему чудесный дар с острова Крита, плясунью Дио, жемчужину Царства Морей. Хвастал, что спас ее от смерти; но спас не он. Когда убила она бога Быка на Кносском ристалище, за подругу свою Эойю, принесенную в жертву Зверю, ее присудили сжечь на костре. Но Таммузадад, вавилонянин, любивший Дио, пошел за нее на костер, а Тутанкатон только укрыл ее на своем корабле и привез в Египет.

    Прежде чем представить Дио царю в новой столице Египта, Ахенатоне – Городе Солнца, он поселил ее в загородном доме близ Нут-Амона, Фив, у дальнего родственника своего Хнумхотепа, бывшего главного надзирателя житниц Амонова храма.

    Удлиненный четырехугольник высоких, как бы крепостных, кирпичных стен окружал поместье Хнумхотепа – скотные дворы, гумна, точила, сеновалы, житницы и прочие службы, а также виноградники и сады, разбитые на правильные четырехугольники – овощной, плодовый, цветочный, лиственный, хвойный, пальмовый – с тремя прудами: одним большим и двумя малыми. Два высоких, в три яруса, дома – зимний, весь кирпичный, и летний, с кирпичным низом и деревянным верхом, стояли друг против друга, на каждом конце большого пруда.

    Здесь, в сельском затишье, провела Дио около двух месяцев, отдыхая от всего, что было с нею на Крите, и учась египетским пляскам.

    Однажды, в середине зимы, в послеполуденный час, лежа на коврах и подушках на плоской крыше летнего дома, в легкой решетчатой сени с рядом точеных из кедра, узорчато-расписанных и раззолоченных столбиков, она смотрела на солнце в темно-темно, как бы черно-синем небе, таком бездонно-ясном, что казалось, никогда не было в нем и не могло быть облака. Солнце южной зимы – зимнего лета, яркое, но не ослепляющее, теплое, но не жгучее, было как детская улыбка сквозь сон. Полузакрыв глаза, она смотрела на него прямо, и свет его дробился, как слеза на ресницах, алмазною радугою.

    «Ра Солнце, Солнце Ра, – лучшего слова для солнца не выдумаешь, чем Ра: Ра рассекает тьму мечом!» – думала Дио.

    Мечом свистящего полета рассекали лучезарную тьму синевы зимние ласточки; пели солнцу, кричали, визжали от радости: «Ра!».

    Радостно-благостно все. Благость и радость – в воздухе, таком сухом и чистом, как нигде в мире, дающем многолетие живым и нетление мертвым; таком божественно-легком, что в первый раз им дышащему кажется, что камень, давивший ему грудь всю жизнь, вдруг упал, и только теперь узнал он, какая радость дышать.

    – разинутой пастью змеи. Но и оно доброе: в благоуханьи цветка – сладость райская – радость Ра.

    Вон, за слюдяною полоскою Нила, мелкого, зимнего, горы Аменти – Вечного Запада, в солнечно-розовой мгле млеющие, желтые, как львиная шерсть, источенная сотами гробов. Но и смерть здесь благостна: души усопших, как пчелы, собирают мед смерти – вечную жизнь.

    «А может быть, у нас на Иде-горе сейчас воет ветер, сосны скрипят, снег валит хлопьями», – подумала Дио, и еще синее сделалось небо, ярче – солнце: захотелось плакать от радости и целовать это небо, солнце, землю, как лица любимых после долгой разлуки.

    Улыбалась знакомому чувству: смерть недаром прикоснулась к ней, когда она лежала на костре, готовою к закланию жертвою: как будто умерла тогда и теперь началась новая жизнь, после смерти: другое небо, другое солнце, другая земля – чужие? – о, нет, роднее родных!

    Лежу я, больной от печали;
    Врачи меня мудрые лечат.
    Подходит любимая к ложу,
    Смеется сестра над врачами:
    Болезнь мою лютую знает! —

    через плечо, бывший жрец бога Амона, Пентаур, начальник храмовых певиц и плясуний, учивший Дио египетским пляскам.

    Стоя на коленях, он едва прикасался концами пальцев к перекрещенным струнам высокой Амоновой арфы с пустым, для усиления звука, деревянным ящиком внизу, украшенным двумя радужными солнцами и головой бога Овна четверорогого.

    Тихие звуки струн сопровождали тихую песню. Кончив одну, начал другую:

    Каждый раз, как отворится
    Дверь в доме сестры моей, —

    Быть бы мне привратником,
    Пусть на меня она сердится:
    Услыхал бы я голос ее,
    Как дитя, испугался бы!

    – И все? – спросила Дио, улыбаясь.

    – Все, – ответил Пентаур, чуть-чуть краснея, как будто стыдясь своей слишком коротенькой песенки. Часто и легко краснел, как маленький мальчик: это было странно, почти смешно в тридцатилетнем человеке, но Дио нравилось.

    – «Как дитя, испугался бы», – повторила она, уже без улыбки. – Да, почти ничего не сказано – и сказано все. Здесь, у вас, в Египте, любовь бессловесна, как небо безоблачно…

    – Нет, есть и у нас длинные песни, но я их не так люблю: коротенькие лучше.

    Сильно ударил в струны и запел.


    Чем хлеб – голодному,
    Сила – немощному,
    Крик младенца – рождающей! —

    плакали струны страстно, почти грубо, как плачут люди от боли, жажды или голода. И вдруг, тонко-тонко, хитро:

    Лучше мне видеть тебя, чем пить и есть!

    – «Любить – пить и есть», – удивилась она, задумалась. – Как грубо – грубо и нежно вместе! А только ведь и это лесть тончайшая…

    – Почему лесть?

    – Почему? Ах, брат мой, милый, тем-то жизнь и горька, что без воды и без хлеба люди умирают, а без любви живут…

    – Нет, тоже умирают, – сказал он тихо и хотел еще что-то прибавить, но посмотрел на нее долго, молча, и грустные глаза его сделались еще грустнее. Опять покраснел и поспешил заговорить о другом:

    – Пришлю-ка я тебе плоильщика: вон перья не так лежат.

    Протянул руку, чтобы поправить мелко плоенные на рукаве ее складки – «перья». Дио взяла его за руку. Он хотел ее отнять, но она удержала ее в своей почти насильно, – грубо и нежно вместе, и посмотрела ему в глаза, улыбаясь. Он отвернулся и уже не покраснел, а побледнел чуть заметно под бронзовой смуглостью кожи: «как дитя, испугался».

    Так бывало при каждом свидании: прелесть ее, всегда новая, удивляла его, как чудо. О, это слишком стройное тело, слишком узкие бедра, угловатость движений, непокорные завитки слишком коротких, иссиня-черных волос, и мужественно-смуглый, девственно-нежный румянец, как розовый цвет миндаля в густеющих сумерках, и темный пушок на верхней губе – «смешные усики»! Девушка, похожая на мальчика. Это – всегдашнее; а новое – что девушка вдруг не захотела быть мальчиком.

    Отпустила руку его, тоже покраснела и заговорила о другом:

    – Виноват не плоильщик, а я сама не умею носить – сразу видно, что не египтянка.

    – Нет, не по одежде видно, а по лицу и волосам.

    Она не носила парика и даже не заплетала волос в тугие косички, по здешнему обычаю.

    – А Тута… Тутанкатон говорит, что мне лучше «колокол» идет.

    «Колокол» была расширенная книзу юбка критских женщин.

    – О, нет! Ты в нашей одежде еще больше… – начал он и не кончил; хотел сказать: «больше сестра», и не посмел: «сестра» по-египетски значит и «возлюбленная». – Еще прекраснее, – кончил он с холодною любезностью.

    Оба говорили не о том, о чем думали; думали о важном, а говорили о пустом, как часто бывает, когда один уже любит, а другой еще не знает, полюбит ли.

    Дио помнила обет девственных жриц Диктейской богини:

    Лучше в петлю, чем на ложе
    Ненавистное мужей!

    – подводным цветам. Но вот, и в любви, как во всем: умерла, и началась другая жизнь, другая любовь – любовь сквозь смерть, как солнце сквозь воду, и подводным цветам не страшное; или как это зимнее солнце – детская улыбка сквозь сон.

    – Когда едешь? – спросил он опять о самом важном как о пустом.

    – Не знаю. Тута торопит, а мне и здесь хорошо…

    Посмотрела на него, улыбнулась, и мальчик исчез, осталась только девушка.

    – Хорошо с тобой, – прибавила так тихо, что он мог и не слышать.

    – Уедешь, и больше никогда не увидимся, – сказал он, опустив глаза, как будто не слышал.

    «Мальчик мой робкий, смешной – зимнее солнышко!» – подумала она с веселою нежностью и сказала:

    – Отчего никогда? Ахетатон от Фив недалеко.

    – Нет, город его для нас – тот свет… «Его – царя Ахенатона», – поняла она.

    – А ты на тот свет и со мной не хочешь? – спросила с лукавым вызовом.

    – Зачем ты так говоришь, Дио? Ты же знаешь, что я не могу…

    Не кончил, и она опять поняла: «Не могу переступить через веру отцов, через кровь отца». Знала, что отец его, старый жрец Амона, был убит в народном восстании против нового бога Атона.

    Слезы задрожали в голосе его, когда он сказал «не могу»; но он заглушил их и заговорил спокойно:

    – Не выходи сегодня из дому.

    – А что?

    – Может быть бунт.

    – Полно, какой у вас бунт! – рассмеялась она. – Вы, египтяне, самые мирные люди на свете.

    Посмотрела на него как на маленького мальчика и спросила:

    – И ты бунтовать пойдешь?

    – Пойду, – ответил он все так же спокойно, но что-то блеснуло в глазах его, что опять напомнило ей, что отец его умер в бунте.

    – Нет, не ходи, милый! – проговорила она с внезапной тревогой.

    Он ничего не ответил и снова тихо запел, перебирая струны:

    Ныне мне смерть, как мирра сладчайшая,
    Ныне мне смерть, как выздоровление,

    Ныне мне смерть, как отчизна изгнаннику!

    – Ай-ай-ай! Что это? – закричала спавшая тут же, в беседке, девочка.

    Сидя на верхушке дерева, маленькая ручная обезьянка ела какие-то желтые стручки и кидала шелуху в беседку, стараясь попасть в девочку или в спавшую у ног ее, тоже ручную, газель-сосунка. Долго не попадала. Наконец, повисла, уцепившись одною лапкой за ветку, а другою – кинула горсть шелухи и попала в газель. Та вскочила, заблеяла, подошла к девочке и лизнула ее языком в лицо.

    Девочка тоже вскочила и закричала в испуге:

    – Ай-ай-ай! Что это?

    Ей было лет тринадцать. В тонком и гибком, как змейка, бронзово-смуглом тельце, сквозившем сквозь призрачно-прозрачную ткань – «тканый воздух», странно сочетались ребенок и женщина. Бронзово-розовые кончики сосцов, уже крепко, по-девичьи, круглившихся, подымали, точно пронзали, остриями ткань, а в глазах была еще детская шалость, и в толстых, точно надутых, губках – детская жалобность. Крошечным казалось под огромною шапкою тускло-черных, пушистых, синею пудрою напудренных волос личико, некрасивое, прелестное и опасное, как змеиная мордочка.

    Mируит была одной из лучших плясуний, учениц Пентаура; на ее примере он учил Дио.

    Заломила руки над головою, потянулась и сладко зевнула, все еще не понимая, что случилось. Вдруг новая горсть шелухи упала к ногам ее. Глянула вверх – поняла.

    – А-а, чертовка голозадая! – закричала опять и, схватив глиняный кувшинчик из-под гранатовой наливки – напилась ею давеча, за полдником, оттого и уснула так сладко, – бросила его в обезьянку.

    – перескочила на соседнюю пальму и спряталась в листьях – только веера их сухо зашуршали.

    – Что это, право, за наказанье! Только что начнет что-нибудь хорошее сниться, непременно разбудят, – проворчала Мируит.

    – А что тебе снилось? – спросила Дио.

    – Мало ли что! Такое хорошее, что и сказать нельзя… Вдруг подошла к Дио, нагнулась и зашептала ей на ухо:

    – О тебе. Будто ты меня… Нет, нельзя при нем, подслушает, выдерет за уши…

    – Выдеру и так, егоза! Думаешь, не знаю, куда каждый день шляешься!

    – Вот, спасибо, напомнил. Опоздала, опоздала! Ждет меня купец мой, ругается, а как раз обещал ожерелье. Мое-то вон как обшмыгалось, стыдно надеть.

    – Скверная девчонка, распутная! – закричал на нее Пентаур с внезапною злобою. – Со псом нечистым снюхалась, с необрезанным!

    – Пес, да кормилец, не свят, да богат, а из вашей святости похлебки не сваришь! – огрызнулась девочка бойко и дерзко, подражая старым колотовкам на рынке. – Ни муки, ни крупы, ни пива, ни масти – вот уже пятый месяц, шутка сказать! Подвело нам животы на голодном пайке, отощали, как саранча на Соляных Озерах. Сытый бес крепче голодного бога; и чужой Вааль душу напитал, а свой Овен смирен, да не жирен!

    – Ах ты, негодница! В яму захотела?

    – В яму? Нет, господин, руки коротки! Времена нынче не те, чтобы в яму невинных сажать. Тронь только пальцем, убегу – не поймаешь! Я – вольная птица: где корм, там и дом.

    Птицы Аравийские,
    Миррой умащенные! —

    запела она, закружила бубен над головой и побежала к лестнице. Газель, как собачонка, за нею.

    На верхней ступени Мируит столкнулась с Дииной старою нянею, Зенрою, и едва не сшибла ее с ног.

    – Ах, чтоб тебя, коза шалая! – выругалась та, подошла к Дио и подала ей письмо. Дио распечатала его и прочла:

    «Еду завтра. Если хочешь со мною, будь готова. Сегодня, до захода солнца, мне надо тебя видеть. Буду ждать в Белом Доме. Пришлю за тобою лодку. Да хранит тебя Атон. – Твой верный друг Тутанкатон».

    – Посланный ждет. Что сказать? – спросила Зенра.

    – Скажи, буду.

    Когда Зенра ушла, Дио взглянула на Пентаура.

    – знак смерти, который иногда является на лицах перед близким концом.

    «Молод, здоров, никакой опасности… Бунт? Нет, вздор!» – подумала, вгляделась – и знак исчез.

    – Едешь? – спросил он тихо, но так твердо, что она поняла, что нельзя обманывать.

    – Тута едет завтра, а я еще не знаю. Может быть, и не поеду…

    – Поедешь. Сама хотела поскорей.

    – Хотела, а вот, вдруг забоялась.

    – Чего?

    – Не знаю. На костре тогда не сгорела, а теперь – точно из одного огня в другой… Помнишь, ты мне говорил о царе…

    – Не надо, Дио. Зачем? Ведь все равно поедешь…

    – Нет, надо. Гаур, брат мой милый, если любишь меня, скажи все, что знаешь о нем. Я хочу знать все!

    – Все равно поедешь, поедешь, – повторял уныло. – Любишь его, оттого и боишься; знаешь, что не уйдешь; как мотылек, летишь на огонь. В том огне не сгорела – в этом сгоришь…

    Помолчал и спросил:

    – К Птамозу пойдешь?

    – Пойду непременно, без того не уеду.

    – Ступай. Он все знает – лучше моего скажет.

    Птамоз, первосвященник Амона, злейший враг царя Ахенатона, давно уже звал к себе Дио, но она все не шла и только теперь, перед отъездом, решила пойти.

    – Что мне Птамоз? – продолжала она. – Я от тебя хочу знать. Ты прежде любил его, за что же теперь ненавидишь?

    – Я не его ненавижу. Знаешь, Дио, мне иногда кажется… Он посмотрел на нее с тою улыбкою, с которою очень испуганные дети смотрят на взрослых.

    – Ну, говори же, не бойся, я все пойму!

    – Мне иногда кажется, что он – не совсем человек…

    – Не совсем человек? – повторила она с удивлением: что-то было в лице и голосе его знающее, видящее.

    – Есть такие куколки, – продолжал он, все так же улыбаясь, – дернешь за ниточку, пляшут. Вот и он так: сам ничего не делает, а кто-то за него. Не понимаешь? Может быть, когда увидишь, поймешь.

    – А ты его часто видел?

    – Часто. Вместе учились у гелиопольских жрецов. Он, я и Мерира, нынешний великий жрец Атона. Мне было тогда тринадцать, а царевичу четырнадцать. Очень был хорош собой, весь тихий-тихий, как бог, чье имя – «Тихое Сердце».

    – Озирис?

    – Да. Полюбил я его, как душу свою. Он часто уходил в пустыню молиться, а может быть, и так просто, побыть одному. Вот раз ушел и долго не возвращался. Искали, искали, думали, совсем пропал. Наконец, нашли у пастухов, на Ростийском поле, где пирамиды и Сфинкс – древний бог солнца, Атон. Лежал на песке, как мертвый, должно быть, после падучей – тогда у него и начались припадки. А как привезли в город, я его не узнал: он и не он, точно двойник его, оборотень, или вот, как я давеча сказал: не совсем человек. Может быть, там, в пустыне, он в него и вошел…

    – Кто он?

    – Дух пустыни, Сэт.

    – Диавол?

    – По-вашему, диавол, а по-нашему, другой бог. Ну вот, с этого все и началось…

    – Постой, – перебила она. – Ты говоришь, Атон – древний бог?

    – Древний, древнее Амона.

    – И вы его чтите?

    – Чтим, как всех богов: все боги – члены Единого.

    – Из-за чего же спор?

    – А ты думала, из-за этого? Полно, не такие мы дураки, чтобы не знать, что Амон и Атон – один бог. Лик Солнца видимый – Атон, сокровенный – Амон, но Солнце одно, один бог. Нет, спорят не Атон с Амоном, а Сэт с Озирисом. Сэт Озириса убил и растерзал: убить, растерзать хочет и святую землю Египта, тело Озириса. Для того и вошел в царя…Ты меня не слушаешь, Дио?

    – Нет, слушаю. Но ты все говоришь о том, кто в него вошел, а сам-то, сам-то он кто? Или просто злодей?

    – Нет, не злодей. В том-то и хитрость диавола, что не в злодея вошел, а в святого. Погибает земля в войне братоубийственной, нивы запустели, житницы разграблены, кожа людей почернела, как печь, от жгучего голода, матери варят детей своих в пищу себе, и это все сделал он, святой. И хуже сделал: Бога убил. «Нет Сына, сказал, я – Сын!»

    – Никогда, никогда он этого не говорил! – воскликнула Дио, и глаза ее загорелись таким огнем, как будто и в нее вошел Сэт. – «Не было Сына – Сын будет» – вот что он говорит. Был или будет, был или будет – в этом всё!

    – Проклят, кто говорит: Сына не было! – сказал Пентаур и побледнел.

    – Проклят, кто говорит: Сына не будет! – сказала Дио, тоже бледнея.

    И оба замолчали – поняли, что прокляли друг друга.

    – знак смерти:

    Ныне мне смерть, как мирра сладчайшая,

    Ныне мне смерть, как дождь освежающий,
    Ныне мне смерть, как отчизна изгнаннику!

    1. Бунт: 1 2 3 4 5 6 7 8 9
    2. Кто он?: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
    1 2 3 4 5 6 7
    4. Тень грядущего: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

    Раздел сайта: