Семейная идиллия
I. Вступление
II. На даче под Москвою
III. Бабушка
IV. Тетя Надя
V. Крокет
VI. Бури в стакане воды
VII. Мама
VIII. Проза любви
IX. Отъезд с дачи
Х. Читателю
1890
Варианты стихотворения:
СЕМЕЙНЫЕ ПОРТРЕТЫ[8]
Глава 1. ПРЕЛЮДИЯ
Перед ст. 1 Лишь те, кто чувствует, тем трудно быть простым,
Отделаться от фраз и от чужого мненья,
Чтоб сердцем любящим, свободным и живым
Проникнуть в жизнь, — лишь те поймут мои сомненья.
вм. ст. 1–2 Ужель нельзя смотреть на мир не в призму книг,
Писать, забыв про то, как пишутся романы,
между Когда мы пишем — лгать легко и безопасно:
ст. 4–5 С восторгом говорить не стоит мне труда
О том, чего не видел сам я никогда.
вм. ст. 7–8 Чем разговор с женой и будничную скуку,
И сплетни о друзьях, и комнату мою.
вм. ст. 10–11 Не поэтических и слишком безобразных,
Чтоб их описывать, пустых, однообразных,
вм. ст. 17–20 Мне было б жаль срывать живой и благовонный
Для изучения ботаники цветок,
И класть дитя зари в гербарий запыленный,
Чтоб, краски потеряв, он высох и поблек.
Я лучше вырежу с дрожащими листами
Цветок из недр полей внимательной рукой.
Глава II. ПОД МОСКВОЮ
между Где некогда, — гласит народная молва, —
ст. 8–9 Был заповедный бор, непроходимый, древний,
Там ныне властвует новейший царь деревней:
Кулак, и в саженях лежат его дрова.
Кругом — пустыня, смерть — какой-то дух торговый,
Промышленный во всем — бездушный и суровый.
И в редких молодых лесах — ни красоты,
Сам воздух, бледные увядшие цветы —
Обращено в товар и только ждет продажи.
вм. Но в описании поверхностном моем
ст. 13–22 Я все-таки не прав: заметите погрешность
Вы в бедном очерке: ведь это только внешность,
А может быть и здесь мы красоту найдем.
Зайдешь бывало в глушь пустынною тропинкой —
И вдруг забудешься — кругом лесная мгла,
Грибы, зеленый мох, мохнатая пчела
Гудит над мятою, и светлою слезинкой
Стекает по сосне янтарная смола.
И снова чувствуешь себя таким далеким
От жизни городской, свободным, одиноким,
Как будто в девственных, неведомых лесах.
И взор теряется в прозрачных небесах,
В глубокой синеве найти границ не может.
И мысль, что нет границ так сладостно тревожит…
Довольно двух или трех деревьев, уголка
Синеющих небес, стыдливого цветка,
Вся жизнь, вся красота природы необъятной.
Глава III. БАБУШКА
ст. 2–3 Хотел без вымысла я описать одну
Семью знакомую, с которой жил на даче,
вм. ст. 41–45 Но детки прибегут из школы в три часа.
«Где родненькие, где?» — и к ним на голоса
Старуха ощупью бредет, они хохочут
И на колени к ней садятся, и щекочут;
И только что их смех веселый прозвенит
Глава IV. ТЕТЯ НАДЯ
вм. ст. 7–8 То дева старая, капризная, смешная,
В холодной старости одна душа родная.
ст. 11–14 От прежней красоты остался гордый взгляд,
Небрежный легкий тон. В замаранном халате,
Всегда растрепана, в дырявых башмаках,
По старой памяти она воображает
Себя хорошенькой кокеткой и мечтает
О счастье, бедная. В той страшной пустоте
ст. 44–47 О, если намекнуть, что бабушка слепая,
Она заступится, на жертву нападая
С ожесточением, поднимет шум и крик.
вм. ст. 60–61 Пусть дева старая, кокетка в сорок лет
Нам кажется смешной, и низкой, и комичной,
Но в этой пошлости, глубоко прозаичной,
Есть жертва, есть любовь, ее тепло и свет.
Глава V. ТАТА И HATA
вм. ст. 34–37 И бледном личике. Под сенью вековечной
Темнеющих аллей люблю смотреть на них,
Когда идут они в тени берез немых,
Обнявшись с нежностью, и болтовней беспечной
между ст. И книги: ничего я не видал прелестней
39 — 40 Их дружбы. Мне порой гораздо интересней
Чем мир действительный — фарфоровые львы
Глава VI. ДАША
вм. ст. 27–30 Боится, сердится, ворчит, дает советы,
Ей оскорбительны простая шутка, смех,
Угадывает сны, и знает все приметы,
Глава VII. МАМА
вм. ст. 31–34 Должна быть строгою разумная любовь,
Но что же делать ей. Она сама горюет,
Что глупой слабостью их портит и балует,
Окажется в делах житейских непрактичной
И слишком доброю, как истинная мать,
Для баловства детей с любовью безграничной
Последнего рубля не может не отдать.
–49 Простое, нежное, и так она любила.
Меж тем как я глядел на грустные черты,
Я думал — вот любовь, ее живая сила,
Я знал, что на земле нет большей красоты.
Глава VIII. ПРОЗА ЛЮБВИ
34 — 35 Из-за чего и как он мог возникнуть. Сладок
Миг примирения, а все ж от этих ссор
Скопляется в душе мучительный осадок.
после ст. 64 Так вешним запахом пленяет в миг единый
А старый дуб пред пей печален и суров,
Касаясь вечных звезд могучею вершиной.
Глава IX. ОТЪЕЗД С ДАЧИ
между ст. Ей в город хочется, и носятся в мечтах
— 21 Пред ней широкие московские бульвары
С военной музыкой, где франты на скамьях
Сидят, и медленно за ручку ходят пары.
вм. ст. 69–72 Как будто бы вопрос о чем шумит печальный
лес?
Дождливой тучею синеющих небес,
И отчего же грусть такая в этом стоне
Глава Х. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
вм. ст. 35–38 Итак, помиримся, мой враг великодушный,
Поэму дочитай с улыбкой добродушной,
А я закончу так, как начал свой рассказ.