• Приглашаем посетить наш сайт
    Орловка (orlovka.niv.ru)
  • Конец века (Очерки современного Парижа)

    Конец века

    Очерки современного Парижа

    I. Евангельская притча

    О, что бы в будущем, предчувствием грозя,
    Не ожидало нас, – несчастным быть нельзя
    При солнце утреннем, весною, город вечный,
    Когда теряешься в толпе твоей беспечной!
    Посмотришь на бульвар, где каждый солнцу рад,
    И распустившихся каштанов аромат
    Вдохнешь, услышишь смех и говор беззаботный,
    И женское лицо с улыбкой мимолетной
    Увидишь издали, и снова, жизнь любя,
    Невольно радостным почувствуешь себя,
    И горько вспоминать о северной отчизне...
    Какой здесь блеск кругом, какая радость жизни!
    Когда передо мной весельем ты гремишь,
    На солнце утреннем сияющий Париж,
    Я счастлив за тебя, и чуждого народа
    Волнует душу мне и радует свобода.
    Здесь, в этом городе, несчастным быть нельзя.
    Но поздно вечером в мой уголок безмолвный
    Я с шумной улицы вернусь, раздумья полный.
    Тогда Евангелье читаю в тишине,
    Меж тем как из окна доносится ко мне,
    Париж недремлющий, твой шум многоголосый.
    Над книгой вечною забытые вопросы
    Опять встают в душе: земная жизнь людей
    Полна величия, но есть ли правда в ней?
    Я постигаю вновь твой смысл необычайный,
    О притча древняя, исполненная тайной:
    На ниве богача был урожай хлебов.
    Он думал: «Некуда собрать моих плодов.
    Как приготовить дом к такому урожаю?
    А вот что сделаю: все житницы сломаю,
    Большие выстрою и соберу туда
    Мой хлеб, мое добро, и я скажу тогда
    Душе моей: душа! простись навек с тревогой,
    Покойся, – у тебя лежит именья много,
    Ешь, пей и веселись!..» – «Безумец, в эту ночь
    Отнимут жизнь твою! – сказал Господь. – Несчастный,
    Кому достанутся твой дом и труд напрасный?»
    Столица роскоши, на празднике твоем
    Я вижу иногда рабочего с лицом,
    Исполненным немой, загадочною думой.
    Проходить он, как тень, безмолвный и угрюмый,
    Со взором пристальным завистливых очей...
    О, гость непрошеный на пире богачей,
    Мне страшно при тебе за этот праздник вечный,
    За легкую толпу, за смех ее беспечный,
    За яркие кафе и величавый ряд
    Твоих, о Новый Рим, блистательных громад!
    Ты, как богач, сказал: «У нас именья много,
    Ешь, пей и веселись!» И ты забыл про Бога,
    Но скорбь великая растет в душе у всех...
    Надолго ль этот пир, надолго ль этот смех?
    Каким путем, куда идешь ты, век железный?
    Иль больше цели нет, и ты висишь над бездной?

    «GRILLE-D’-EGOUT»[15]

    Сюда идет тайком скучающий любовник,
    Художник и турист, писатель и чиновник:
    «Gаrçоn, un bok!»[16] И пьют, и курят за пять су,
    Любуются в монокль на томную красу
    Полуночных сильфид, внимая шансонетке,
    Где блещет стих порой, язвительный и меткий...
    Но вот, в дыму сигар, меж черных сюртуков,
    И тысячи зеркал, и газовых рожков,
    При звуках музыки и радостного гула,
    Она, воздушная, как бабочка, впорхнула.
    Тебя без жалости я вспомнить не могу,
    О бедное дитя Парижа «Grille-d’-Egout»!
    Из кружев юбка, слой белил на шее голой
    И рыжий цвет волос поддельных, взор тяжелый
    И странное лицо, в котором жизни нет,
    Как маска, мертвое, похожее на бред...
    Меж тем, когда, смеясь, она в отваге бурной
    Помчалась, до колен открыв чулок ажурный,
    Наперекор всему – в ней грация была
    Демократической и уличной вакханки,
    В ней то, что «fin dе siucle»[17] назвали парижанки,
    В ней узнает толпа свою родную дочь.
    «Я нравлюсь, от меня вы не уйдете прочь! —
    Так говорило всем ее лицо. – Смотрите,
    Вот, что вы любите, и вот чего хотите!»
    Почтенный господин, – вполне провинциал,
    По скромному лицу, – смотрел на этот бал.
    К нему подпрыгнула она легко и смело,
    Красивой ножкою цилиндр его задела
    И шляпу сбросила: удерживая гнев,
    Он должен был принять обиду, покраснев.
    А взор у «Grille-d’-Egout» весельем детским блещет,
    И ей родной Париж в восторге рукоплещет!

    III. Ренан

    Но в том же городе и в тот же скорбный век
    Я вижу кабинет в спокойном полумраке
    И древней надписи неведомые знаки;
    Я вижу, как Ренан над грудой старых книг,
    Обдумывая мысль заветную, поник
    С улыбкой тонкою, скептической и нежной,
    Над сказкою любви иль веры безмятежной;
    За правдой гонится сквозь тьму времен и пыль
    Сухих пергаментов; таинственная быль
    По слову мудреца, поэзией пленяя,
    Восстанет пред людьми из гроба, как живая.
    И ветреный Париж откликнется на все:
    Я знаю – он поймет открытие твое,
    Ученый и поэт, – вы трудитесь недаром, —
    Париж, где «Grille-d’-Egout» приветствовали с жаром...
    Я против воли все готов ему простить
    За то, что гениев умеет он любить!

    IV. Новое искусство

    Певец Америки, таинственный и нежный,
    С тех пор, как прокричал твой Ворон безнадежный
    «nеvеrmоrе!» [18]
    Тот крик не умолкал в твоей душе; с тех пор
    За Вороном твоим, за вестником печали?
    Поэты «nеvеrmоrе», как эхо, повторяли;
    И сумрачный Бодлэр, тебе по музе брат,
    На горестный напев откликнуться был рад;
    Зловещей прелестью, как древняя Медуза,
    Веселых парижан пугала эта муза.
    Зато ее речей неотразимый яд,
    Зато ее цветов смертельный аромат
    Надолго отравил больное поколенье.
    Толпа мечтателей признала в опьяненье
    Тебя вождем, Бодлэр... Романтиков былых
    Отвага буйная напоминала в них...
    А все-таки порой завидуешь их воле;
    Живут, работают на безграничном поле
    И мыслят, и никто не может запретить,
    Они – безбожники, философы, буддисты,
    Ученики Золя, «толстовцы», пессимисты,
    Там тысячи кружков, религий, партий, школ,
    Там всякий думает, что истину нашел.
    Не ведая преград, свободно ищет гений
    И новой красоты, и новых откровений.
    И человечеству художники свой труд
    Во славу Франции дарить не устают.
    Открыты все пути: не нужно лицемерить
    И лгать перед толпой. Они дерзают верить
    В наш прозаичный век, что святы их мечты,
    Исканье истины и жажды красоты.
    У них в созданиях, у них в душе – свобода:
    Привет художникам великого народа!

    V. Салон 1891 года

    С такими думами по выставкам брожу,
    На тысячи картин, на статуи гляжу.
    Чтоб в будничный мирок мы глубже заглянули,
    Один, изобразив две медные кастрюли
    Hoвейший реализм до крайности довел,
    А близ него другой, художник идеальный,
    Стремится к прелести легенд первоначальной.
    В картине сказочный туманный полусвет,
    Деревья странные, каких в природе нет.
    Назло теориям сухим и позитивным,
    Он хочет быть простым, он хочет быть наивным.
    А рядом, в золоте распущенных кудрей,
    С улыбкой дерзкою Венера наших дней,
    Наемница любви – перед толпой раздета,
    О Фрины модные, царицы полусвета, —
    В ней ваша красота и ваш апофеоз!..
    На той же выставке задумчивый Христос —
    В скептической толпе, в гостях у Жюль Симона,
    Меж современных лиц Парижского салона,
    Печально говорит в картине у Бэро
    Про вечную любовь, про вечное добро.
    В искусстве наших дней ты побеждаешь снова,
    О Галилеянин!.. На проповедь Толстого
    В картинах, в мраморе. Пленяет красота
    Его загадочной, простой и вечной книги:
    Исканье жадное неведомых религий —
    Опять в душе у всех. В наш скорбный, темный век,
    Быть может, вновь к любви вернется человек
    Для разрешения великого вопроса
    О счастье на земле... На полотне Рошгросса
    Твое падение, твой блеск изображен
    В предсмертной оргии, о древний Вавилон!
    Заря. Уж гости спят. Порой дыханье слышно
    Иль бред. Разлитое вино на ткани пышной...
    Курильниц гаснущих тяжелый аромат...
    С холодным блеском дня багровый луч лампад
    Смешался у рабынь на смуглой голой коже.
    Вот пьяный жрец уснул с красавицей на ложе.
    Усталость мертвая... желаний больше нет...
    И эта оргия мучительна, как бред...
    Не спит один лишь царь, и в ужасе на троне
    Он видит там, вдали, пожар на небосклоне,
    Мидийских воинов: «О горе нам!.. Враги!..»
    Он молит, он грозит: никто ему не внемлет,
    И золотой чертог в роскошной неге дремлет...
    Имеющий глаза да видит! Опьянен
    Величием Париж, как древний Вавилон,
    О пусть войдут враги, прогонят сон похмелья,
    С прекрасных тел сорвут цветы и ожерелья,
    И разольют вино, и опрокинут стол!
    Спи, спи, пока твой час последний не пришел!..
    Безумцы, в ужасе проснетесь вы, и верьте —
    Вам солнца первый луч подобен будет смерти.
    Наш дряхлый век погиб. Заря и меч врагов
    Разгонит оргию наложниц и рабов...
    Но дух людей – велик, но гений – бесконечен;
    Париж, воскреснув вновь, как солнце, будет вечен!

    VI. Liberté, fraternité, egalité[19]

    В наш век практический условна даже честь:
    В Gil-Blas’е, например, вы можете прочесть
    Рекламы каждый день о молодой девице
    Где о наеме дач вы только что прочли:
    «J’ai dix-neuf ans, je suis bien faite et très jolie»[20].
    Всем предлагает дар она любви свободной,
    Кто заплатить готов ее портнихе модной.
    Меж тысячей карет я вижу там, вдали,
    На шумной улице идет старик в пыли,
    С рекламой на спине, по мостовой горячей.
    Он служит для толпы афишею ходячей.
    На старческом лице ни мысли, ни души.
    Он ходит так всю жизнь за бедные гроши,
    Чтобы прочесть о том в блистательной рекламе
    Известье важное удобно было даме,
    Что можно в «Bon-Marché» купить за пустяки
    Для ножек розовых ажурные чулки.
    А над красавицей и над живой афишей,
    На мраморной доске, над выступом иль нишей,
    Я громкие слова читаю: Liberté,
    Egalité и – звук пустой! – Fraternité.
    На сцене крохотной актер в кафешантане
    Плешивый, худенький, в истертый фрак одет,
    Он хриплым голосом выкрикивал куплет.
    Я слышал смех в толпе, но ничего смешного
    Не находил в чертах лица его больного...
    Бывало, в темный век, когда в России кнут
    Свистел над спинами рабов, дворовый шут
    Смешил господ и дам, скучающих в беседе
    О сплетнях городских, на праздничном обеде:
    Такой же раб толпы в наш просвещенный век
    В свободном городе – свободный человек!..
    Когда, подняв свой меч, склонялся гладиатор
    Над раненым бойцом и ждал, чтоб император
    Рукою подал знак к убийству, и нога
    Стояла на груди упавшего врага,
    И крови требовал народ с восторгом диким, —
    Ты все же, Древний Рим, был грозным и великим.
    Но к этим зрелищам мы не вернемся вновь,
    И Боже нас храни пролить людскую кровь:
    Нам только нравятся невинные забавы.
    А все-таки шутов мы любим, и у всех
    Сегодняшний актер не даром вызвал смех.
    В жестокости толпы уж больше нет величья, —
    За то соблюдены законы и приличья!

    VII. Венера Милосская

    О древний Лувр, под сень безмолвную твою
    От шумной улицы я уходить люблю.
    Не все ли мне равно – Мадонна иль Венера, —
    Но вера в идеал – единственная вера,
    От общей гибели оставшаяся нам,
    Она – последний Бог, она – последний храм!
    К тебе, Милосская богиня, крик народа
    Порою долетал: «Да здравствует свобода!»
    И марсельезою Париж был опьянен.
    За волю всех рабов, за счастье всех племен,
    В дыму, под градом пуль, с надеждою во взглядах
    Толпа бежала смерть встречать на баррикадах.
    Но с ликом мраморным богиня красоты,
    Страдающих людей не видя с высоты,
    Неумолимая! как ты царишь над нами —
    Царить во все века ты будешь над людьми.
    О, преклони свой взор на гибнущих, пойми,
    Как мы страдаем!.. Нет, не видит и не слышит,
    И только вечною красой улыбка дышит.
    Венера, с гибелью у ног твоих мирюсь,
    Когда тебя люблю, когда тебе молюсь,
    И в лике мраморном я вечность созерцаю,
    Благословляю жизнь и смерть благословляю!..
    Но вдруг мои мечты внезапный шум прервал,
    И с говором вошла толпа туристов в зал.
    Рыжеволосая, худая, в пестром пледе,
    Свой красный Бэдекер под мышкой держит леди.
    Бог ведает, зачем они сюда пришли.
    Чрез горы и моря во все концы земли
    Из Англии родной туристов гонит скука.
    За двести шиллингов везут агенты Кука
    Показывать по всем столичным городам
    Им каждый памятник, развалину иль храм.
    Сидельцев лондонских и леди безобразных, —
    Нигде спасенья нет! И здесь у ног твоих,
    Киприда вечная, гляжу с тоской на них...
    Вы цените красу и гений безграничный
    На фунты стерлингов в наш век демократичный,
    Работать, к вечному стремиться?.. Но зачем?..
    Он все-таки придет и овладеет всем,
    Не зная наших жертв, не помня наших стонов,
    Банкир или купец, владыка миллионов...
    Так думал я в тоске мучительной... Но ты,
    Ты все по-прежнему богиня красоты,
    Смотрела, молча, вдаль, не видя нас, над нами,
    Как небо ясными, холодными очами...
    Быть может, видела ты новый лучший век,
    Те дни, когда к тебе вернется человек,
    Когда ты будешь вновь царицею вселенной,
    Красой подобная природе неизменной!

    VIII. Бульвары вечером

    По душным улицам я вечером иду,
    Мою любимую, в темнеющей лазури.
    Кричат газетчики: «Le Soir!» Подобен буре
    Парижа вечный гул... В театрах на крыльцо
    Выходят подышать прохладой, но в лицо
    Прохожим веет зной... Еще асфальт бульвара
    Во мраке не остыл от солнечного жара.
    Волною мягкою струится бледный свет
    От электричества на тысячи карет,
    На темную листву, на пестрые рекламы.
    И как чертоги фей, как сказочные храмы,
    Блестят кафе, где пьют и смотрят на бульвар,
    И столиками весь широкий тротуар
    Уставлен... С фонарем зеленым, в туче пыли,
    Со скачек праздничных на приз в Арменонвилле,
    Как целый дом, толпой разряженной набит,
    Огромный омнибус по улице гремит.
    В «Café Ambassadeurs», в пылающей рекламе
    Из газовых рожков, начертано огнями
    Над морем черных шляп и любопытных лиц
    «Yvette Guilbert» – одной из уличных певиц
    Названье модное. За Аркой Триумфальной,
    Над Елисейскими Полями свет печальный
    Зари давно померк, и лишь последний луч
    Чуть брезжит вдалеке из-за ненастных туч;
    Над потемневшими громадами столицы
    Сверкают и дрожат вечерние зарницы.
    Как башня Эйфеля воздушна и легка!
    Я вижу, сквозь нее мелькают облака,
    И светит бедный луч на горизонте мрачном,
    В узоре проволок туманном и прозрачном,
    Как будто там, вдали, вдали меж облаков
    Уже глядит на нас, печален и суров,
    Двадцатый век... Чего он хочет, что он скажет,
    Какую веру даст, какой нам путь укажет?
    Не знаю почему, но в этот душный зной,
    Во мраке, окружен бесчисленной толпой,
    Бегущей, как поток, волною говорливой
    Я вспомнил о тебе, родимая земля,
    Я вспомнил тихие унылые поля
    И с белой церковью убогое селенье,
    Прохладу на заре и жаворонков пенье.
    Я вспомнил пахаря знакомые черты,
    Смиренья полные и детской доброты.
    Играет ветерок седыми волосами.
    Как древний патриарх, один под небесами,
    За плугом он идет с лошадкою своей,
    Потерянный в немой безбрежности полей.
    Какая дума в нем, какая сила дремлет?
    Меня предчувствие великого объемлет
    В столице мира, здесь, где скорбный дряхлый век
    Кончает дни свои среди роскошных нег...
    Когда проснешься ты, о труженик суровый,
    ………………………………………………..
    Кто снимет с уст твоих безмолвия печать?..
    ………………………………………………..

    IX. Петербург

    К чему-то светлому и радостному ближе:
    Здесь легче дышится, здесь люди ценят труд.
    Участвуют в борьбе, страдают и живут.
    А там, у нас... Ужель я возвращусь в холодный,
    Туманный Петербург, где в болтовне бесплодной
    И консерваторы, и либералы – все
    Мы только кружимся, как белка в колесе?
    Журфикс чиновников, томительный и длинный,
    О симфоническом собрании в гостиной
    За чаем разговор интеллигентных дам,
    С бесцельной клеветой и сплетней пополам:
    Бежал в Америку кассир провинциальный...
    Известье, что один профессор либеральный,
    Почтенный старичок со службы удален,
    Потом история двух разведенных жен, —
    И гости наконец все темы истощили...
    Что делать?.. Тишина немая, – как в могиле...
    Но слава Богу: вот – желанный миг, – повел
    Хозяин в кабинет, где ожидает стол
    – в родной стихии:
    Винт – современный бог скучающей России!
    Какой огонь в очах, какой восторг у всех,
    Как вспыхнул разговор, и шуточки, и смех!..
    И старый генерал, и робкая девица,
    Все убеждения сливаются в одном
    Порыве искреннем за карточным столом.
    В игре убита ночь, а на рассвете нужен
    Усталым игрокам для подкрепленья ужин.
    – такая пустота,
    Что, право, ни одна греховная мечта
    Вольнолюбивая к ним залететь не может:
    Печаль за родину их сна не потревожит.
    И мнится, в городе все вымерло навек,
    По грязным улицам, по мертвому безлюдью
    Порой со шпорами и с выпяченной грудью
    На Охтинский пожар промчится брандмайор,
    Вперив в немую даль начальнический взор...
    О, Петербург, о, жизнь, объятая дремотой,
    Как в лужах мертвая стоячая вода, —
    Без воли, без любви, без мысли, без труда!

    Х. Родина

    ……………………………………….
    .……………………………………….
    ………………………………………..
    ………………………………………..
    И все-таки тебя, родная, на чужбине
    Я только здесь, народ, в чужой земле, постиг,
    Как, несмотря на все, ты – молод и велик, —
    Когда припоминал я Волгу, степь немую
    И песен Пушкина мелодию родную,
    И тихую печаль малороссийских дум.
    Я перед будущим твоим благоговею,
    И все-таки горжусь я родиной моею.
    За все страдания еще сильней любя,

    1891, Париж

    Примечания:

    15) Прозвище танцовщицы, дословно: решетка сточного люка (франц.).

    16) Официант – кружку пива (франц.).

    франц.).

    18) Никогда (англ.).

    19) Свобода, равенство, братство (франц.).

    20) Мне девятнадцать лет, я хорошо сложена и очень красива (франц.).

    Раздел сайта: