• Приглашаем посетить наш сайт
    Гончаров (goncharov.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1865"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Невоенный дневник. 1914-1916. Декабристы в 60-е годы
    Входимость: 3. Размер: 20кб.
    2. Критика
    Входимость: 2. Размер: 7кб.
    3. Цетлин Мих.: Д. С. Мережковский (1865–1941)
    Входимость: 2. Размер: 22кб.
    4. Ильин В.: Памяти Димитрия Сергеевича Мережковского (1865–1941)
    Входимость: 2. Размер: 31кб.
    5. Было и будет. Дневник 1910-1914. Две России
    Входимость: 1. Размер: 26кб.
    6. Иисус неизвестный. Том второй. Часть II. Страсти Господни. Глава 2. Бич Господень
    Входимость: 1. Размер: 44кб.
    7. Каменский А. Б.: Реформы и их жертвы. Страница III
    Входимость: 1. Размер: 53кб.
    8. Зеньковский В.: Мережковский, его идеи
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    9. Биографические записки о Мережковском январь-март 1920 года (Минск, Вильна) по материалам прессы. Д. Мережковский в Минске
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    10. Было и будет. Дневник 1910-1914. Несоленая соль
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    11. Жуков В. Н.: Третий Завет Дмитрия Мережковского
    Входимость: 1. Размер: 24кб.
    12. Лев Толстой и Достоевский. 1. Жизнь Л. Толстого и Достоевского. Седьмая глава
    Входимость: 1. Размер: 41кб.
    13. Сидорова C., Cурис Л.: Дмитрий Сергеевич Мережковский (хронология)
    Входимость: 1. Размер: 32кб.
    14. Павел. Августин. Часть II. Августин. Главы I-X
    Входимость: 1. Размер: 27кб.
    15. Больная Россия. Свинья матушка
    Входимость: 1. Размер: 42кб.
    16. Биография (вариант 2)
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    17. Мережковский Д. С.: Автобиографическая заметка
    Входимость: 1. Размер: 18кб.
    18. Письмо Иванова В. к Мережковскому Д. С. (февраль 1906)
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    19. Биография (вариант 1)
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    20. Жанна д'Арк. Часть II. Жизнь Св. Жанны д'Арк. Главы XLI-L
    Входимость: 1. Размер: 31кб.
    21. Жанна д'Арк. Часть I. Св. Жанна и третье царство духа. Главы I-X
    Входимость: 1. Размер: 33кб.
    22. Лев Толстой и Достоевский. Религия. Часть первая. Глава вторая. Страница III
    Входимость: 1. Размер: 52кб.
    23. Гиппиус З. Н.: Дмитрий Мережковский. Часть первая. Глава 1
    Входимость: 1. Размер: 39кб.
    24. Волкогонова О. Д.: Мережковский, Дмитрий Сергеевич
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    25. Каменский А. Б.: Реформы и их жертвы.
    Входимость: 1. Размер: 45кб.
    26. Бессонов Б. Н.: Дмитрий Сергеевич Мережковский
    Входимость: 1. Размер: 16кб.
    27. Из переписки Ходасевича В. Ф. с Мережковскими. Мережковский Д. С. - Ходасевичу В. Ф. (1926-1927)
    Входимость: 1. Размер: 54кб.
    28. Наполеон. Том второй. Жизнь Наполеона. Закат
    Входимость: 1. Размер: 107кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Невоенный дневник. 1914-1916. Декабристы в 60-е годы
    Входимость: 3. Размер: 20кб.
    Часть текста: — феодализм с Рюрика, второй — деспотизм с Иоанна III. Третьему семя положено 14 декабря… И сие 14 декабря к будущему относится так, как Иоанн Калита к Иоанну III» («Дневник» Погодина, 1826 г. — «Жизнь и труды М. П. Погодина» Н. Барсукова, кн. II, с. 18). В свободомыслии трудно заподозрить Погодина; но у него было чувство исторической действительности. Великий рубеж новой России — преобразование Петра — в этом разделении как будто отсутствует. Но в действительности, реформа петровская нашла свое завершение 14 декабря на Петровской площади: недаром батальонное каре мятежного Московского полка избрало для себя опорой подножье Медного Всадника. Петр приобщил Россию к плоти — 14 декабря приобщило ее к духу европейского Запада: если дух с плотью, то 14 декабря — с Петром. 1825–1915 — об этой девяностолетней годовщине никто не вспомнил. Вообще память у нас коротка. Вся русская история, от Карамзина до нынешних, —...
    2. Критика
    Входимость: 2. Размер: 7кб.
    Часть текста: Введение к полному собранию сочинений изд. товарищества И. Д. Сытина. 1914 год Долинин А.: "Дмитрий Мережковский". Жуков В. Н.: Третий Завет Дмитрия Мережковского Зеньковский В.: Мережковский, его идеи Злобин В. А.: Д. С. Мережковский и его борьба с большевизмом Иванов В. И.: Мимо жизни Ильин В.: Памяти Димитрия Сергеевича Мережковского (1865–1941) Ильин И.: Мережковский — художник Каменский А. Б.: Реформы и их жертвы. Кириллова О.: Дмитрий Сергеевич Мережковский - русский символист между религиозным и эстетическим Кузмин М. А.: Письма о русской поэзии (старая орфография) Куприн А. И.: "Иисус Неизвестный" Лавринец П.: Мережковский, Гиппиус, Философов - три Виленских интервью Лукаш И. С.: Мережковский Ляшенко Л. М.: "В том смысл стоянья на Сенатской" Материалы о цензурной истории пьес Мень А.: Дмитрий Сергеевич Мережковский и Зинаида Николаевна Гиппиус Меньшиков М.: Клевета обожания (А. С. Пушкин) Минский Н. М.: Абсолютная реакция (Леонид Андреев и Мережковский) Михайловский Н. К.: О г. Розанове, его великих открытиях, его маханальности и философической порнографии. - Несколько слов о г. Мережковском и Л. Толстом Михайловский Н. К.: О Достоевском и г. Мережковском Мочульский К.: Д. Мережковский, Франциск Ассизский Пильд Л.: "Наполеон" Д. Мережковского: право на историoсофию Поплавский Б. Ю.: По поводу "Атлантиды...
    3. Цетлин Мих.: Д. С. Мережковский (1865–1941)
    Входимость: 2. Размер: 22кб.
    Часть текста: [1] Уход из жизни старого русского писателя, который после смерти Горького пользовался бесспорно наибольшей мировой известностью, обязывает нас оглянуться на его долгий, и теперь уже завершенный, литературный путь. Литературный, а не жизненный. Он сам сказал о себе: «Для меня литература — вторая жизнь, не менее глубокая, чем первая». Мы склонны думать, что эта вторая жизнь и была для него первой, самой главной. Он был из тех писателей, для которых писать тоже самое, что дышать. Не приходится удивляться, что литературное наследство, оставленное им, велико. Уже в Собрании его сочинений, вышедшем в 1912 году, было 15 томов. С тех пор это количество по меньшей мере удвоилось. Мережковский не раз подчеркивал внутреннее единство всего, что он писал. Он утверждал, что книги его — это «одна книга, только для удобства изданная в отдельных томах», и что тема этой книги — роль христианства в современной жизни. В сущности, то же самое мог бы сказать о себе почти каждый большой писатель. Сочинения Толстого или Достоевского тоже и, может быть, в большей мере, — одна книга, разделенная на отдельные томы. Они связаны личностью их авторов, стилем, который ведь и «есть сам человек», основными темами, только более запрятанными, закутанными в волшебные покровы искусства… Но, будучи правильным и для других, такое утверждение Мережковским единства его книг верно по отношению к нему. Как же писалась Мережковским эта единая книга? Как развивалась им его единая тема? Он...
    4. Ильин В.: Памяти Димитрия Сергеевича Мережковского (1865–1941)
    Входимость: 2. Размер: 31кб.
    Часть текста: еще ядовитее и лаконичнее: «листы шуршат»… Очень большая одаренность, огромная начитанность и ученость, с которой может сравниться, пожалуй, только ученость Валерия Брюсова, да и то не всегда и не во всех сферах литературно-философских и гуманитарно-исторических знаний, где Д. С. Мережковский был настоящим энциклопедистом самой высокой марки, сделали его высококвалифицированным специалистом романсированных биографий и даже целых полос в истории культуры и в истории вообще. Приняв же во внимание его всегдашнюю склонность к символизму (он был вообще одним из величайших русских и мировых символистов), его большой литературно-эстетический дар и обладание очень характерным повествовательным приемом, который он удачно варьировал сообразно сюжету, — не приходится удивляться тому, что из него выработался первоклассный и острый эссеист-критик, немного в духе Реми де Гуромон (вообще повлиявшего в России, о чем еще ничего не было сказано), только гораздо глубже и талантливее его и без характерной галльской салонной болтливости. Помимо В. В. Розанова, и другие понимавшие дело и проницательные люди указывали на совершенно особый и очень большой грех, специфический грех «духовно-эпикурейского» или, что еще хуже, снобического подхода к самым трудным и опасным, к самым рискованным темам...
    5. Было и будет. Дневник 1910-1914. Две России
    Входимость: 1. Размер: 26кб.
    Часть текста: Андреевной отвечает с большею ясностью, чем все, что мы до сих пор знали о нем. Действительная или кажущаяся безобщественность, «аполитичность» Толстого происходит из первозданного свойства его, из той «дикости», которую он сам в себе чувствовал и которая, может быть, и есть главный источник его гениального творчества. «В вас есть общая нам толстовская дикость. Недаром Федор Иванович татуировался», — пишет он гр. Александре Андреевне. Федор Иванович Толстой — знаменитый «американец», «алеут» Грибоедова, московский барин, исполнивший на деле совет Ж. Ж. Руссо, опростившийся до дикости. [5] То, что у предка было дурачеством, у потомка сделалось мудростью. Эта толстовская «дикая» мудрость есть отрицание или, по крайней мере, обесценение всего условного, искусственного, изобретенного, механического, созданного руками человека, т. е. в последнем счете культурного, и утверждение всего простого, живого, естественного, органического, богоданного, нерукотворного, стихийного. Вот камень на камне лежит первобытно, естественно, дико — это хорошо; но вот камень на камень положен — это уже не так хорошо; а вот камень с камнем скреплен железом или цементом — это уже совсем плохо: тут что-то строится — все равно, что: дворец, казарма, тюрьма, таможня, больница, бойня, церковь, публичный дом, академия; все, что строится, — зло или, по крайней мере, благо сомнительное; несомненное лишь то, что растет. Первая толстовская «дикая» мысль при виде какого бы то ни было строения — сломать, разрушить, так чтобы не осталось камня на камне и опять все было бы естественно, дико, просто, чисто. Природа — чистота; культура — нечисть. Или, говоря языком новейшей философии Бергсона: [6] утверждение «инстинкта» и если не отрицание, то обесценение...
    6. Иисус неизвестный. Том второй. Часть II. Страсти Господни. Глава 2. Бич Господень
    Входимость: 1. Размер: 44кб.
    Часть текста: Обманщика. И посмертную память сына своего возлюбленного дьявол сохранит чудесно: в голову никому не придет за две тысячи лет христианства, что настоящий убийца Христа первосвященник Анна. "Анна и Каиафа", -- говорили в те дни о двух первосвященниках, хотя Анна (по-еврейски Hanan) давно уже не был первосвященником: так называли его, и даже всегда впереди Каиафы, не только из глубокого почтения, но и потому, что полною в Синедрионе властью обладал он один; зять же его Каиафа, действительный первосвященник, был только слепым и послушным орудием Ганана 3 . Мудрый политик, потому что скептик и циник совершенный, как и все вообще саддукеи; не веровавший "ни в духа, ни в Ангела" (Д. А. 23, 8), а может быть, и ни в Бога, ни в дьявола, -- веровавший только в закон Моисеев и Кесарев, пуще же всего -- в золотой римский динарий, -- на все остальное смотрел Ганан с вечной усмешкой мертвого черепа, как царь Соломон-Екклезиаст: кружится, кружится ветер на ходу своем и возвращается на круги свои. Все, что было, то и будет: все суета и томление духа... Вышло из праха и в прах отойдет (Еккл. 2, 11; 3, 20).   II Странное для него, смешное и нелепое шествие Мессии, Царя на осле, мог видеть Ганан из окон загородного дома своего в Ханейоте (Khaneїoth), на горе Елеонской 4 , и, вспомнив недавнее постановление Синедриона: взять Иисуса под стражу (Ио. 11, 57), -- мог подумать: "Стоит ли такого брать? Шут на осле. Пусть поиграет народ в Мессию, -- чем бы дитя ни тешилось!" Но в ту же ночь, узнав, что произошло в Храме, может быть, решил: "Стоит!" Главный для...
    7. Каменский А. Б.: Реформы и их жертвы. Страница III
    Входимость: 1. Размер: 53кб.
    Часть текста: одновременно царским повелением перемещая туда на постоянное жительство сотни семей. Необходимо отметить, что все эти мобилизации (за исключением рекрутских наборов) в наименьшей степени касались помещичьих крестьян, которые к тому же составляли относительно незначительную часть податного населения страны. Между тем ликвидация крепостного права как права помещиков (причем не закрепленного в законодательстве) на владение крепостными душами могла иметь важные социальные, политические и экономические последствия. Одним из важнейших противоречий итогов Петровских реформ стало то, что, создавая государство, в котором все социальные слои были несвободны и зависимы от властей, Петр I одновременно подготовил почву для формирования сословий европейского типа , т. е. наделенных не только обязанностями, но также правами и привилегиями. В первую очередь это относится, конечно же, к дворянству. О возникновении высшего сословия как единой социальной группы только и можно говорить применительно к петровскому времени. Не случайно именно тогда начинаются и поиски слова, которым можно было бы эту группу назвать. И далеко не сразу начали использовать слово «дворянство», первоначально это сословие называли иноземным словом «шляхетство». И именно отсутствие в русском языке собственного слова лучше всего показывает отсутствие и самого явления, которым оно обозначалось. Но, уравняв в 1714 г. поместье и вотчину, даровав дворянству освобождение от подушной подати и закрепив Табелью о рангах порядок государственной службы, Петр I заложил основы правового статуса высшего сословия и способствовал консолидации дворянства. Однако одновременно с этим новые идеи, ставшие известными дворянину петровского времени, светское образование, которое он теперь обязан был получить, возможность познакомиться с жизнью собратьев по сословию за границей – все это заставило русских дворян задуматься...
    8. Зеньковский В.: Мережковский, его идеи
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    Часть текста: самим собой, — и именно это и мешает ему быть тем, чем ему очень хочется быть, мешает ему быть настоящим историком. Во всех своих книгах, в которых так много настоящих bons mots, удачнейших формул, он всегда заслоняет собой того, о ком он пишет. Мышление Мережковского движется в антитезах, в острых противопоставлениях, — но главная его тема определяется религиозным противлением «историческому» христианству. Мережковский чувствует в себе «новое» религиозное сознание, так как в его душе христианство уживается с влечением к античности, к античной культуре. Если Розанов критиковал «историческое» христианство во имя Ветхого Завета, то Мережковский исходит из противопоставления христианства и античности. К этому противопоставлению Мережковский сводит все трудности «исторического христианства», но под влиянием Вл. Соловьева у него позже присоединяется еще искание «христианской общественности». По мысли Мережковского, «историческое» христианство (т. е. Церковь) отжило свой век, оно было односторонним выражением христианского благовестия — ибо не вместило в себя «правды о земле», «правды о плоти». Односторонний аскетизм свойственен христианству по самому его существу: «аскетическое, т. е. подлинное христианство, — пишет Мережковский, [3] — и современная культура взаимно непроницаемы». Это отождествление христианства с аскетикой [4] нужно Мережковскому, чтобы осмыслить «новое религиозное сознание», — ибо только это последнее и может духовно удовлетворить его. «Отныне, — однажды писал он [5] — должна раскрыться во всемирной истории… правда не только о духе, но и о плоти, не только о небе, но и о земле». Это было, можно сказать, навязчивой идеей у Мережковского, — ему нужно...
    9. Биографические записки о Мережковском январь-март 1920 года (Минск, Вильна) по материалам прессы. Д. Мережковский в Минске
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    Часть текста: Биографические записки о Мережковском январь-март 1920 года (Минск, Вильна) по материалам прессы. Д. Мережковский в Минске Д. Мережковский в Минске 15 января в Минск прибыла группа известных писателей и литераторов: Д. С. Мережковский, супруга его, известная писательница З. Гиппиус, сотрудник "Речи" Д. Философов, поэт Злобин. Все они выехали из Петрограда 23 декабря 1919 г. и пробрались в Минск через линию фронта в районе Жлобина. Кроме Д. С. Мережковского предполагают прочесть в Минске лекцию о жизни в Советской России З. Гиппиус, Философов и Злобин. 16 января Д. С. Мережковский сделал визит генералу Желиговскому, с которым имел продолжительную беседу. Мережковский готовит для Западной Европы большой доклад о большевизме. Примечания: Д. Мережковский в Минске // Виленский курьер. 1920. № 211, 21 января. * "Речь" - ежедневная газета конституционно-демократической партии, в литературном отделе которой принимал участие Д. В. Философов; выходила с 1906 по 26 октября (8 ноября) 1917 г., после большевистского переворота выходила под названием "Наш век" и прекратилась на № 133 от 3 августа 1918 г. * Люциан Желиговский (1865 - 1947), генерал, служил в российской армии (1885 - 1918), в 1918 - 1919 гг. командовал польскими частями на Кубани, в 1919 г. командующий оперативной группой войск в районе Минска, затем 10-й дивизией и 1-й литовско-белорусской дивизией, в 1920 - 1922 гг. главнокомандующий войсками Срединной Литвы, в 1925 - 1926 гг. военный министр Польши. Подготовка текста © Павел Лавринец, 2001 - 2002. Публикация © Русские творческие ресурсы Балтии, 2001- 2002.
    10. Было и будет. Дневник 1910-1914. Несоленая соль
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    Часть текста: будущее: в ней — пророчество, в ней — апокалипсис. Те многотысячные полчища, которые стремятся в знаменитый «Вестник невежества» («Вестник знания») г. Битнера, [81] украшенные таинственными «значками» всемирного ордена, держат в руках своих, как новый Коран, «Ключи счастья» Вербицкой. И неизвестно, что там написано, потому что никто не может прочесть этой книги, кроме запечатленных, имеющих на челе и на деснице печать г. Битнера. Так было, так есть и будет. А еще жалуются на недостаток охранительных начал в русской интеллигенции. Не ошибся ли Гете, утверждая, что «вечно женственное влечет нас к небу»? Ежели опять-таки верить пошехонской и глуповской статистике, то вечно глупое, вечно пошлое влечет нас в преисподнюю. Что люди вообще не глупы и не пошлы, я всегда думал и теперь думаю. Вот и современный читатель все же колеблется между Толстым и Вербицкою, еще не решил, — даст Бог, когда-нибудь решит. Есть у меня и надежда на то, что пошехонская и глуповская статистика не окончательна: может быть, тут что-нибудь черт напутал, как он вообще в статистике часто путает. Невозможно, несправедливо, кощунственно измерять спрос на духовные ценности подсчетом арифметическим. Может быть, успех Вербицкой...