• Приглашаем посетить наш сайт
    Тредиаковский (trediakovskiy.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1941"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Сидорова C., Cурис Л.: Дмитрий Сергеевич Мережковский (хронология)
    Входимость: 6. Размер: 32кб.
    2. Гиппиус З. Н.: Дмитрий Мережковский. Часть третья. Весна 1914 г. Эмиграция 1920--1941
    Входимость: 2. Размер: 27кб.
    3. Ильин В.: Памяти Димитрия Сергеевича Мережковского (1865–1941)
    Входимость: 2. Размер: 31кб.
    4. Критика
    Входимость: 2. Размер: 7кб.
    5. Биография (вариант 1)
    Входимость: 2. Размер: 9кб.
    6. Цетлин Мих.: Д. С. Мережковский (1865–1941)
    Входимость: 2. Размер: 22кб.
    7. Бессонов Б. Н.: Дмитрий Сергеевич Мережковский
    Входимость: 2. Размер: 16кб.
    8. Мень А.: Дмитрий Сергеевич Мережковский и Зинаида Николаевна Гиппиус
    Входимость: 1. Размер: 50кб.
    9. Святой Иоанн Креста. III. Что сделал Иоанн Креста? Глава 18
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    10. Было и будет. Дневник 1910-1914. Две России
    Входимость: 1. Размер: 26кб.
    11. Терапиано Ю.: Дмитрий Мережковский: Взгляд в прошлое
    Входимость: 1. Размер: 28кб.
    12. Горнфельд А. Г.: Г-н Мережковский и черт
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    13. Письмо Иванова В. к Мережковскому Д. С. (февраль 1906)
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    14. Соколов А. Г.: Мережковский Д. С. - биобиблиографическая справка
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    15. Новый Вавилон
    Входимость: 1. Размер: 22кб.
    16. Волкогонова О. Д.: Мережковский, Дмитрий Сергеевич
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    17. Гиппиус З. Н.: Дмитрий Мережковский.
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    18. Жуков В. Н.: Третий Завет Дмитрия Мережковского
    Входимость: 1. Размер: 24кб.
    19. Письма Мережковского Некрасову К. Ф. (1912-1915)
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    20. Каменский А. Б.: Реформы и их жертвы.
    Входимость: 1. Размер: 45кб.
    21. Зайцев Б. : Памяти Мережковского. 100 лет
    Входимость: 1. Размер: 22кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Сидорова C., Cурис Л.: Дмитрий Сергеевич Мережковский (хронология)
    Входимость: 6. Размер: 32кб.
    Часть текста: записок» А. И. Плещеевым. В 1881 г. состоялась публикация его первого стихотворения в сборнике «Отклик». В 1884 г. Мережковский становится студентом историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета, увлекается позивитизмом и толстовством, путешествует по России. Весной 1885 г. писатель посещает смертельно больного Надсона, знакомится с И. Е. Репиным и передвижниками. Весной 1888 г. Мережковский успешно заканчивает университет и отправляется в путешествие по Кавказу с Н. Минским. В этом же году он знакомится со своей будущей женой — Зинаидой Николаевной Гиппиус и 11 июля делает ей предложение. Осенью 1888 г. Д. С. вместе с невестой открывает литературные вечера, где бывают К. М. Фофанов, А. И. Плещеев, А. Волынский, Н. М. Минский, появляется никому еще не известный Ф. Сологуб. В 1888 г. в Петербурге выходит первая книга Мережковского «Стихотворения (1883–1987)». 8 января 1889 года Мережковский и Гиппиус венчаются в Тифлисе. После свадьбы супруги поселились в Петербурге. В их квартире постоянно собирается цвет интеллигенции Санкт-Петербурга....
    2. Гиппиус З. Н.: Дмитрий Мережковский. Часть третья. Весна 1914 г. Эмиграция 1920--1941
    Входимость: 2. Размер: 27кб.
    Часть текста: надеждами смотрел вперед. Свое малодушие я не хочу оправдывать, но отчасти оно объяснимо: в Польше я могла принимать участие в общем деле, привыкла к постоянной работе (у меня даже был целый отдел пропаганды) постоянно, изо дня в день, писала в нами основанной газете "Свобода". Во всяком случае, при том ощущении "пламенного долга" для всякого помогать борьбе с большевиками, с каким мы бежали, я все-таки что-то делала. Теперь же, в Париже, деланье целиком ложилось на плечи одного Д. С. Помимо своих собственных работ, он мог выступать публично, мог писать во французских газетах. Есть ли там, и какая, русская пресса,-- мы не знали. Но "нашей" газеты нет, и я предчувствовала, что мне там просто нечего будет делать, и даже помогать Д. С. я не видела, как могу? К этому прибавлялась вечная мысль об оставшихся в аду моих близких, да и тревога за покинувшего нас друга и помощника, Д. Ф., который попал в глупые (это уже я знала) и опасные лапы Савинкова. Надежду Д. С., что друг наш скоро сам рассмотрит Савинкова и вернется к нам, я не разделяла,-- признаюсь, считала ее даже невниманием со стороны Д. С., к характеру и свойствам Д. Ф. Не разделяла и надежд его встретить помощников и серьезных хотя бы сочувственников делу нашему среди русских, новых или старых, эмигрантов. Достаточно слышали мы о новых, а старые......
    3. Ильин В.: Памяти Димитрия Сергеевича Мережковского (1865–1941)
    Входимость: 2. Размер: 31кб.
    Часть текста: — пресловутых шестидесятых годов. Свойство это В. В. Розанов, очень близкий к супругам Мережковским и ко всему их течению, едко наименовал в своей «Метафизике христианства» — «несчастной книжностью, несчастной интеллигентностью», а в другом месте — еще ядовитее и лаконичнее: «листы шуршат»… Очень большая одаренность, огромная начитанность и ученость, с которой может сравниться, пожалуй, только ученость Валерия Брюсова, да и то не всегда и не во всех сферах литературно-философских и гуманитарно-исторических знаний, где Д. С. Мережковский был настоящим энциклопедистом самой высокой марки, сделали его высококвалифицированным специалистом романсированных биографий и даже целых полос в истории культуры и в истории вообще. Приняв же во внимание его всегдашнюю склонность к символизму (он был вообще одним из величайших русских и мировых символистов), его большой литературно-эстетический дар и обладание очень характерным повествовательным приемом, который он удачно варьировал сообразно сюжету, — не приходится удивляться тому, что из него выработался первоклассный и острый эссеист-критик, немного в духе Реми де Гуромон (вообще повлиявшего в России, о чем еще ничего не было сказано), только гораздо глубже и талантливее его и без характерной галльской салонной болтливости. Помимо В. В. Розанова, и другие понимавшие дело и проницательные люди указывали на совершенно особый и очень большой грех, специфический грех «духовно-эпикурейского» или, что еще хуже, снобического подхода к самым трудным и опасным, к самым рискованным темам философии, историософии и богословия, как вера-неверие. Бог-диавол, Христос-антихрист и др., — и все в порядке книжных антитез и сопоставлений, со включением революции и реакции, Достоевского и Толстого, Петра и...
    4. Критика
    Входимость: 2. Размер: 7кб.
    Часть текста: Белый А.: Луг зеленый Бердяев Н.: Новое христианство (Д. С. Мережковский) Блок А. А.: Мережковский Блок А.: Д. Мережковский. Вечные спутники. Пушкин Блок А.: Д. С. Мережковский. Собрание стихов (1883—1910) Блок А.: Ответ Мережковскому Богданович А. И.: "Петр и Алексей", ром. г. Мережковского. - "Страна отцов" г. Гусева-Оренбургского (старая орфография) Богомолов Н.: У истоков символизма Брандес Г.: Мережковский Брюсов В. Я.: Д. С. Мережковский как поэт Буренин В. П.: Критические очерки ("Новое время", 1893, 22 января) Буренин В. П.: Критические очерки (Новые плоды декадентства) Буренин В. П.: Литературные эпигоны Волынский А. Л.: Символы (песни и поэмы) Вышеславцев Б.: Иисус Неизвестный Горнфельд А. Г.: Г-н Мережковский и черт Горнфельд А. Г.: Критика и лирика Дмитрий Мережковский. Введение к полному собранию сочинений изд. товарищества И. Д. Сытина. 1914 год Долинин А.: "Дмитрий Мережковский". Жуков В. Н.: Третий Завет Дмитрия Мережковского Зеньковский В.: Мережковский, его идеи Злобин В. А.: Д. С. Мережковский и его борьба с большевизмом Иванов В. И.: Мимо жизни Ильин В.: Памяти Димитрия Сергеевича Мережковского (1865–1941) Ильин И.: Мережковский — художник Каменский А. Б.: Реформы и их жертвы. Кириллова О.: Дмитрий Сергеевич Мережковский - русский символист между религиозным и эстетическим Кузмин М. А.: Письма о русской поэзии (старая орфография) Куприн А. И.: "Иисус Неизвестный" Лавринец П.: Мережковский, Гиппиус, Философов - три Виленских интервью Лукаш И. С.: Мережковский Ляшенко Л. М.: "В том смысл стоянья на Сенатской" Материалы о цензурной истории пьес Мень А.: Дмитрий Сергеевич...
    5. Биография (вариант 1)
    Входимость: 2. Размер: 9кб.
    Часть текста: в войне 1812 года. Маленький Дмитрий родился в 1866 году в городе Санкт-Петербург в многодетной семье крупного чиновника, действительного тайного советника, Сергея Ивановича Мережковского , служившего во дворце. В некоторых источниках указано, что Мережовский родился в семье мелкого чиновника - это неверная информация, так как действительный тайный советник - это гражданский чин II класса в Табели о рангах. Действительные тайные советники занимали самые высокие государственные должности. Интерес к поэзии Дмитрий проявил в 13 лет, начав писать стихотворения, правда стихи Мережковского в тот момент были далеки от совершенства. Знаменательна встреча Мережковского и Федора Достоевского. Тогда Дмитрию было всего пятнадцать лет. Достоевский ознакомился со стихами Мережковского и вынес свой неутешительный вердикт: "Чтобы хорошо писать, - страдать надо, страдать!". Действительно, не имея душевных терзаний, неразрешимых вопросов, метаний мысли нельзя написать произведение находящее отклик в сердцах читателей. В тот же день Мережковский встретил Надсона, творчество которого Дмитрий находил очень интересным - Мережковский даже подражал Надсону в своих первых стихах. Как поэт Мережковский состоялся в 1888 году, когда был опубликован его первый сборник стихов, названный просто "Стихотворения". Несмотря на то, что здесь Мережковский многое берет у Надсона, Брюсов отмечает особенность творчества Дмитрия Сергеевича, Мережковский обращается ...
    6. Цетлин Мих.: Д. С. Мережковский (1865–1941)
    Входимость: 2. Размер: 22кб.
    Часть текста: Он утверждал, что книги его — это «одна книга, только для удобства изданная в отдельных томах», и что тема этой книги — роль христианства в современной жизни. В сущности, то же самое мог бы сказать о себе почти каждый большой писатель. Сочинения Толстого или Достоевского тоже и, может быть, в большей мере, — одна книга, разделенная на отдельные томы. Они связаны личностью их авторов, стилем, который ведь и «есть сам человек», основными темами, только более запрятанными, закутанными в волшебные покровы искусства… Но, будучи правильным и для других, такое утверждение Мережковским единства его книг верно по отношению к нему. Как же писалась Мережковским эта единая книга? Как развивалась им его единая тема? Он начал, как многие, со стихов, но никогда не был истинным поэтом. Первый сборник его стихотворений (1888 г.) был типичной книгой гражданской лирики тех лет, многие стихотворения в нем были посвящены Надсону. Вторая книга, вышедшая через четыре года, несмотря на свое название «Символы» не должна быть принята за одну из книг зарождавшегося тогда символизма. Правда, Мережковский опубликовал почти одновременно с «Символами» большую статью «О причинах упадка и новых течениях в современной литературе»,...
    7. Бессонов Б. Н.: Дмитрий Сергеевич Мережковский
    Входимость: 2. Размер: 16кб.
    Часть текста: Петербурге. Корни Мережковских на Украине. Дед Дмитрия Сергеевича Иван Федорович приехал в Петербург во времена Павла I. Отец Дмитрия Сергеевича - Сергей Иванович в царствование Александра II был одним из столоначальников в придворной конторе. Мать – Варвара Васильевна Чеснокова – дочь петербургского полицейского чиновника. В семье было 9 детей: 6 братьев и 3 сестры. Дмитрий был последним – девятым – ребенком. Самые близкие отношения в детстве у Дмитрия Сергеевича были с матерью. Любовь к ней он пронес через всю свою жизнь. И все же в целом детство Дмитрия Сергеевича, по его собственному признанию, не было счастливым. Познал я негу безотчетных грез, Познал я грусть – чуть вышел из пеленок. Рождало все мучительный вопрос В душе моей; запуганный ребенок, Всегда один, в холодном доме рос Я без любви, угрюмый, как волчонок, Боясь лица и голоса людей, Дичился братьев, бегал от гостей… («Старинные октавы») В 3-ей Петербургской гимназии, в которой Дмитрий Сергеевич начал учиться, атмосфера его также не радовала. «То был конец семидесятых и начало восьмидесятых годов, - самое глухое время классицизма: никакого воспитания, только убийственная зубрежка и выправка». Тем не менее, именно в гимназические годы он влюбился в классический мир Древней Греции и Рима и выучил древние языки. Зачитывался также стихами Пушкина, Лермонтова, Майкова, Тютчева. Свои первые стихи Дмитрий Сергеевич написал в 13 лет. Отцу они понравились, и он повез сына к Ф. М. Достоевскому. Писатель,...
    8. Мень А.: Дмитрий Сергеевич Мережковский и Зинаида Николаевна Гиппиус
    Входимость: 1. Размер: 50кб.
    Часть текста: русской религиозно-философской мысли фигурой выдающейся, гигантом — по мощи своего характера, размаху и таланту, то Дмитрий Сергеевич Мережковский— фигура масштаба меньшего, я бы сказал, на порядок. Но мы должны знать его, должны знать этого удивительного человека. И, как отозвался о нем тот же Бердяев, Мережковский был одним из самых образованных людей в Петербурге первой четверти XX столетия. Что он оставил нам? Этот человек, как бы еще из прошлого века (в начале XX века ему уже было 35 лет), сформировался в эпоху народничества, был лично знаком с Львом Толстым и с многими кумирами того времени. A умер он, когда уже началась вторая мировая война, в изгнании. Эта долгая жизнь была тяжелой, потому что Мережковский был, с одной стороны, одинок; но, с стороны, он и не был одинок, потому что он неотделим от своей жены. История литературы и мысли не знает, пожалуй, второго такого случая, когда два человека составляли в такой степени одно. И он, и жена его, Зинаида Николаевна Гиппиус, признавались, что они не знают, где начинаются его мысли, где заканчиваются ее мысли. Они жили вместе, как пишет она в своих мемуарах, 52 года, не разлучившись ни на один день. И поэтому его сочинения и ее — пожалуй, тоже единое целое. И говорить о Дмитрии Сергеевиче Мережколвском, не говоря о Зинаиде Николаевне, по-моему, совершенно невозможно. Я думаю, что их души теперь почти одно, и их нельзя разделить ни в культуре, ни в мысли, ни в истории, ни в их биографии. Мережковский оставил нам 24 тома своих произведений. Туда входят: стихи, поэмы, переводы со всех европейских языков, переводы античных трагиков, новеллы в духе итальянского Возрождения;...
    9. Святой Иоанн Креста. III. Что сделал Иоанн Креста? Глава 18
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    Часть текста: Святой Иоанн Креста. III. Что сделал Иоанн Креста? Глава 18 18 Есть два Экстаза – один, божественный, творческий, а другой – демонический, разрушительный. Самый разрушительный – тот, который овладевает народами в войне: он подобен буйному помешательству или одержимости. Страшен помешанный или бесноватый человек, но насколько страшнее бесноватый народ! Только Экстаз божественный, творческий, может победить разрушительный, демонический экстаз войны. Вот почему людям наших дней, одержимых волей к Безличности, кидающей бесчисленные человеческие жертвы в раскаленное чрево Молоха войны, нужнее, чем кому-либо, сделанное св. Иоанном Креста открытие той высшей точки Экстаза, в которой происходит величайшее явление человеческой Личности в Богосупружестве. Не было Войны еще никогда: были только многие маленькие и частные войны. Первая и последняя, единственная Война самоистребления только в наши дни началась. Самая темная ночь из всех темных ночей, Гефсиманская ночь всего человечества, – эта Война. Но — Как снится голодному, будто он ест, но пробуждается, и душа его голодна; и как жаждущему снится, будто он пьет, но пробуждается, и вот он томится, и душа его жаждет, – так будет и множеству всех народов воюющих (Ис., 29, 8). Так же неутолима и жажда Мира в Бесконечной Войне наших дней. Мира не будет и после Войны, второй, третьей, четвертой и сколько бы их ни было; будет только перемирие перед новой злейшей войной – злейшим припадком безумного помешательства или бесноватости народов, потому что эти войны будут продолжением одной-единственной Войны. А все-таки люди недаром ждут мира, как утра ждут те, кто бодрствует в ночи. «Сторож! сколько ночи? Сторож, сколько ночи?» Сторож отвечает: «Приближается утро, но еще ночь» (Ис., 21, 11–12). Люди не выйдут из Темной Ночи войны в Светлый День мира, пока не поймут, что мир может им дать только Тот, Кто сказал: Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как дает мир, Я даю вам (Ио., 14, 27). Только в Светлый День мира люди поймут, что для них уже сделал и сделает еще св. Иоанн Креста. 1 января 1941
    10. Было и будет. Дневник 1910-1914. Две России
    Входимость: 1. Размер: 26кб.
    Часть текста: 1910-1914. Две России ДВЕ РОССИИ «Св. Лев, моли Бога о нас!» В одном письме от 1858 года гр. Александра Андреевна Толстая предсказывала полушутя, полусерьезно, что обратится когда-нибудь с этими словами к племяннику своему Л. Н. Толстому. По мере того, как образ его отходит в вечность, предсказание исполняется. Тут разделение, как бы бездонная трещина между двумя Россиями. На поверхности кажется, что трещина проходит только в политике; но вот по Л. Толстому видно, как то, что кажется в России политикой, есть в глубине религия, как связана политика с религией. Всем своим сознанием он отрицал, всем своим бытием утверждал эту связь. Что же сильнее — отрицание или утверждение? Каков общественный смысл этого религиозного явления? Совершаются ли, совершатся ли судьбы России с ним или против него? Вот вопросы, на которые 50-летняя переписка его с гр. Александрой Андреевной отвечает с большею ясностью, чем все, что мы до сих пор знали о нем. Действительная или кажущаяся безобщественность, «аполитичность» Толстого происходит из первозданного свойства его, из той «дикости», которую он сам в себе чувствовал и которая, может быть, и есть главный источник его гениального творчества. «В вас есть общая нам толстовская дикость. Недаром Федор Иванович татуировался», — пишет он гр. Александре Андреевне. Федор Иванович Толстой — знаменитый «американец», «алеут» Грибоедова, московский барин, исполнивший на деле совет Ж. Ж. Руссо, опростившийся до дикости. [5] То, что у предка было дурачеством, у потомка сделалось мудростью. Эта толстовская «дикая» мудрость есть отрицание или, по крайней мере, обесценение всего условного, искусственного, изобретенного, механического, созданного руками человека, т. е. в последнем счете культурного, и утверждение всего простого, живого, естественного, органического, богоданного, нерукотворного, стихийного. Вот камень на камне лежит...