• Приглашаем посетить наш сайт
    Чуковский (chukovskiy.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "BARUZI"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Святой Иоанн Креста. III. Что сделал Иоанн Креста? Глава 14
    Входимость: 13. Размер: 8кб.
    2. Святой Иоанн Креста. III. Что сделал Иоанн Креста? Глава 1. Критика мистики
    Входимость: 9. Размер: 7кб.
    3. Святой Иоанн Креста. III. Что сделал Иоанн Креста? Глава 16
    Входимость: 7. Размер: 5кб.
    4. Святой Иоанн Креста. III. Что сделал Иоанн Креста? Глава 12
    Входимость: 6. Размер: 8кб.
    5. Святой Иоанн Креста. II. Жизнь Святого Иоанна Креста. Глава 17
    Входимость: 5. Размер: 9кб.
    6. Святой Иоанн Креста. II. Жизнь Святого Иоанна Креста. Глава 18
    Входимость: 5. Размер: 7кб.
    7. Святой Иоанн Креста. II. Жизнь Святого Иоанна Креста. Глава 2
    Входимость: 5. Размер: 9кб.
    8. Святой Иоанн Креста. II. Жизнь Святого Иоанна Креста. Глава 25. Новые гонения
    Входимость: 5. Размер: 5кб.
    9. Святой Иоанн Креста. II. Жизнь Святого Иоанна Креста. Глава 22. Одиночество
    Входимость: 5. Размер: 5кб.
    10. Святой Иоанн Креста. I. Святой Иоанн Креста и мы. Глава 3
    Входимость: 4. Размер: 5кб.
    11. Святой Иоанн Креста. II. Жизнь Святого Иоанна Креста. Глава 21
    Входимость: 4. Размер: 6кб.
    12. Святой Иоанн Креста. II. Жизнь Святого Иоанна Креста. Глава 20
    Входимость: 3. Размер: 9кб.
    13. Святой Иоанн Креста. III. Что сделал Иоанн Креста? Глава 2. Между Иллюминатством и Церковью
    Входимость: 3. Размер: 4кб.
    14. Святой Иоанн Креста. II. Жизнь Святого Иоанна Креста. Глава 14
    Входимость: 2. Размер: 3кб.
    15. Святой Иоанн Креста. II. Жизнь Святого Иоанна Креста. Глава 16
    Входимость: 2. Размер: 5кб.
    16. Святой Иоанн Креста. III. Что сделал Иоанн Креста? Глава 13. Светлый день
    Входимость: 2. Размер: 5кб.
    17. Святой Иоанн Креста. II. Жизнь Святого Иоанна Креста. Глава 23
    Входимость: 2. Размер: 4кб.
    18. Святой Иоанн Креста. II. Жизнь Святого Иоанна Креста. Глава 19
    Входимость: 2. Размер: 5кб.
    19. Святой Иоанн Креста. III. Что сделал Иоанн Креста? Глава 6
    Входимость: 2. Размер: 6кб.
    20. Святой Иоанн Креста. II. Жизнь Святого Иоанна Креста. Глава 26. Смерть
    Входимость: 2. Размер: 5кб.
    21. Святой Иоанн Креста. II. Жизнь Святого Иоанна Креста. Глава 13
    Входимость: 2. Размер: 4кб.
    22. Святой Иоанн Креста. III. Что сделал Иоанн Креста? Глава 5
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    23. Святой Иоанн Креста. III. Что сделал Иоанн Креста? Глава 4. Тварь и Бог
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    24. Святой Иоанн Креста. II. Жизнь Святого Иоанна Креста. Глава 5
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    25. Святой Иоанн Креста. II. Жизнь Святого Иоанна Креста. Глава 7
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    26. Святой Иоанн Креста. III. Что сделал Иоанн Креста? Глава 17
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    27. Святой Иоанн Креста. III. Что сделал Иоанн Креста? Глава 8
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    28. Святой Иоанн Креста. II. Жизнь Святого Иоанна Креста. Глава 12
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    29. Святой Иоанн Креста. III. Что сделал Иоанн Креста? Глава 7. Темная ночь
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    30. Святой Иоанн Креста. II. Жизнь Святого Иоанна Креста. Глава 1
    Входимость: 1. Размер: 5кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Святой Иоанн Креста. III. Что сделал Иоанн Креста? Глава 14
    Входимость: 13. Размер: 8кб.
    Часть текста: к блаженству бесконечному, к радованию всему земному и небесному в совершенном познании и в совершенной свободе (Baruzi, 407, 604). Новую, невиданную красоту приобретают для человека все явления мира, и он любит их уже не в чувственных случайностях, а в их вечной сущности. Так же как простые химические тела, оставаясь бесцветными и безвкусными, входят во все соединения – все цвета, вкусы и запахи, – дух, обнаженный от всего, соединяется с Богом и, в новой чистоте своей, наслаждается всеми цветами, вкусами и благоуханиями (Baruzi, 607). «Дух расширяется так, что может радоваться всему и вкушать от всего, что наверху (на небе) и внизу (на земле)», – учит Иоанн Креста (Baruzi, 604). «Чувствует душа и понимает в Экстазе истину того… что говорит св. Франциск Ассизский: „Бог мой и вся тварь. Dios mio e todas las cosas“ (Baruzi, 643). „Кажется, тварь возвещает (человеку) Бога в себе, и это кажется высшей гармонией, una harmonia de musica subidissima“ (Baruzi, 643). Ночь успокоения… Безмолвная музыка, Пустыня, полная гармонии. La noche sosegada… La música callada, La soledad sonora, — в этих стихах «Песни Духа», может быть, вспоминает Иоанн Креста свой собственный опыт «преисподнего блаженства» (Cántico, XVI. Baruzi, 639) так же, как в этих: Радоваться будем, Возлюбленный, Будем глядеться в Твою красоту На пустынных горах и холмах, Там, где бьют родники; В чащу леса войдем… (Cántico, XXXV. Bruno, 240) К твари возвращаясь от Творца, душа понимает, что «ее Возлюбленный (Христос) и есть в Себе самом, и в ней, в душе, – вся тварь» (Baruzi, 542). «В Сыне увидев всю тварь, Бог облек ее в красоту»...
    2. Святой Иоанн Креста. III. Что сделал Иоанн Креста? Глава 1. Критика мистики
    Входимость: 9. Размер: 7кб.
    Часть текста: мы сейчас вкушаем. Людям наших дней, может быть, нужнее всего религиозный опыт св. Иоанна Креста, потому что в нем преодолевается то, что отделяет их от религии: «путь отрицания», via nagationis, в этом опыте становится путем утверждения. С Кантом сравнивает св. Иоанн Креста очень верно и глубоко один из лучших знатоков его (Baruzi, 549). Ни один мудрец не пытался быть в незнании своем выше всякого знания. Это мог бы сказать и Кант вместе с Иоанном Креста (Нооrn., 225). «Критикой чистого разума» называет Кант одну из главных книг своих; «Критикой чистой мистики» мог бы назвать св. Иоанн Креста все, что сделал. «Критикой чистого безумия» могли бы это назвать люди наших дней. Если в критике чистого разума никто не идет дальше, чем Кант, то в критике чистой мистики никто не идет дальше, чем св. Иоанн Креста. Чтобы понять то, что поняли Кант и св. Иоанн Креста, нужна не только сверхчеловеческая сила ума, но и какая-то особенность в строении тела...
    3. Святой Иоанн Креста. III. Что сделал Иоанн Креста? Глава 16
    Входимость: 7. Размер: 5кб.
    Часть текста: движим сатанинской гордыней и завистью», – еретиков Иллюминатов (Нооrn., X – XI). Если бы кто-нибудь сказал Иоанну Креста, что главный религиозный опыт его, Богосупружество, есть новое откровение, неизвестное в Римской Церкви, то он этому ужаснулся бы или не поверил бы, потому что думает, или хотел бы думать, что «не может быть никаких новых открытий, кроме тех, какие уже были в (Римской) Церкви, no hay mas articulos acerca la substancia de nuestra fe de que los que ya están revelados a la Iglesia» (Subida del Monte Carmel, 1. II, c. XXV. Baruzi, 529); он думает, или хочет думать, что «ждать от Бога новых откровений – значит требовать нового Христа, pedirme otra vez a Christo», на что Бог ответил бы слишком пытливой душе: «Он (Христос) есть все слово мое и весь Мой ответ, все явление Мое и все откровение. Él es toda mi locutión у respuesta, у es toda mi visión у toda mi revelación»; он думает, или хотел бы думать, что в Римской Церкви «все уже совершилось, consumatum est» (Baruzi, 573). «В этом – в трудности или даже невозможности Реформы – должна быть какая-то глубокая тайна», – говорит св. Тереза (Вrunо, 158). Может быть, «тайна» эта и заключается в том, что утверждается св. Иоанном Креста: «Новых откровений в Церкви уже не...
    4. Святой Иоанн Креста. III. Что сделал Иоанн Креста? Глава 12
    Входимость: 6. Размер: 8кб.
    Часть текста: умолчано, но, может быть, сказано в уничтоженной части. Ясно только одно: Кто-то неузнанный, с лицом в темноте невидимым, подходит к человеку в этой Ночи, и кажется ему сначала врагом и губителем, может быть, самим диаволом, а потом оказывается другом и спасителем. Всего удивительнее, что и сам Иоанн Креста лица Его не видит, может быть, потому, что боится узнать «в Царстве величия, в Том, Кого знают все таинственные Спутники в Темной Ночи», Иисуса Неизвестного, Проклятого. Только о Боге говорит он, а о Сыне Божьем молчит; даже имени Иисуса не произносит ни разу. Самые вещие слова Иова об Искупителе умолчаны в Темной Ночи Духа; только отчаяние Иова помнит Иоанн Креста, а надежду его забывает. Но о дальнейшем пути спасения и о выходе человека из Темной Ночи к свету уже сказано ясно и в уцелевшей части книги. Так же, как в первой Ночи Чувства, и здесь, во второй Ночи Духа, то, что казалось человеку гибелью, оказывается спасением. Здесь происходит то, что в математике называется «прерывом», а в религии «обращением». По-гречески «обратиться» – значит перевернуться так, чтобы то, что было для вас внизу, было наверху». «Должно возвышаться так, что выше нельзя, и унижаться так, что ниже нельзя», – учит Иоанн Креста. Это и происходит в...
    5. Святой Иоанн Креста. II. Жизнь Святого Иоанна Креста. Глава 17
    Входимость: 5. Размер: 9кб.
    Часть текста: «Но Жуан и среди них жил по древнему уставу Кармеля, с крайнею суровостью, mucho rigor», – вспоминают свидетели (Baruzi, 92). Так начал он один, за свой собственный страх, великое дело Реформы (Dem., 25). Главною целью его уже и тогда было совершенное от всего «обнажение», desnudez, потому что вершины Кармеля может достигнуть только «от всего обнаженный, ничего не желающий» desnude de todo, sin querer nada (Baruzi, IX – 364). Чувствуя, может быть, что Обутые смотрят на него косо за одинокое усилие его к совершенству, он, кажется, решил, уже в эти дни, перейти в Картезианское Братство с уставом более строгим, чем у Обутых Кармеля (Baruzi, 92). В 1564 году, когда миновал первый год послушничества его, старшие в Братстве отправили его в Саламанкский университет. Если верить свидетельству «Апостолической Тяжбы», должно быть, только общему месту житий, поспешили они сделать потому, что «угадывали в нем будущую славу Кармеля» (Dem., 25). Но, может быть, на самом деле уже и тогда, как столько раз потом, Обутые, от совершенства отказавшиеся, хотели избавиться от того, кто в подвиге совершенного монашества был для них только бельмом на глазу. В эти дни Саламанкский университет своим влиянием на весь христианский мир затмил двух великих соперников своих – университеты Болонский и Парижский. Более пяти тысяч студентов собралось в него со всех концов не только Испании, но и всей Европы....
    6. Святой Иоанн Креста. II. Жизнь Святого Иоанна Креста. Глава 18
    Входимость: 5. Размер: 7кб.
    Часть текста: Дуруэло близ города Авилы, у подножия Сиерры дэ Гредос, где только что Тереза основала первую мужскую обитель Нового Кармеля. Тихие, светлые луга, тихие, темные рощи, воздушно-синеющая вдали и всегда убеленная снегами горная цепь Сиерры – все в Дуруэло напоминало Жуану родной Фонтиверос, но, вместо тамошних болотных лагун, здесь было множество чистых, как слеза, и холодных, как лед, родников, наполнявших воздух и в самые знойные, летние дни райскою свежестью. Радоваться будет, Возлюбленный, Будет глядеться в твою красоту На пустынных горах и холмах, Там, где бьют родники; В чашу леса войдем… В этих стихах «Песни Духа» (Вrunо, 240–425), может быть, вспоминает Жуан Дуруэло так же, как в «Темной Ночи» и в «Живом пламени любви»: «Мудрости тайно видящей свойственно скрывать душу в себе… Мудрость эта погружает ее в неисповедимую бездну, где чувствует себя душа тайно от всей твари далекой, как только возможно… Это уединение кажется ей...
    7. Святой Иоанн Креста. II. Жизнь Святого Иоанна Креста. Глава 2
    Входимость: 5. Размер: 9кб.
    Часть текста: называли уже его современники, – в 1542 году, за два года до смерти Лютера и через два года после выхода в свет «Установления христианства», «Institutio Christianismi», Кальвина, – следовательно, между концом Лютера и началом Кальвина, – в самом огненном сердце Реформы, в ее раскалении добела (Нооrn., VIII – Baruzi, 70, note I). Бедный, захолустный городок Фонтиверос, где родился Жуан, находится на одном из плоскогорий Старой Кастиллии, близ города Авилы, где родилась св. Тереза Иисуса. Это плоскогорье, довольно унылое, напоминает более север, чем юг. Дремлющие в глубоком затишье бесконечные луга и пастбища; двойные ряды тополей, уходящие вдоль пустынных дорог в еще более пустынные дали: кое-где ослепительно, как расплавленное серебро, сквозь тощие перелески, сверкающие на солнце болотные пруды-лагуны, откуда вечером стелется под кваканье лягушек и крик коростелей голубовато-серый дым: «ведьмы кашу варят»; самая злая из них – Лихорадка, с трясущимся телом и синим лицом. Единственная прелесть этого глухого, людьми забытого края – тишина, нарушаемая только далекой пастушеской свирелью да вечерним колоколом Ave Maria. И на самом краю неба призрачно-голубеющая, почти всегда убеленная снегом, величественная цепь Сиерра-де-Гредос ограждает стеной это заколдованное царство тишины. В тесных улочках городка Фонтивероса, извилистых и каменистых, как русла высоких горных потоков, в низеньких белых домиках с почти плоскими кровлями и решетчатыми оконцами стучали с утра до вечера ткацкие станки, потому что большая часть фонтиверских жителей занималась, кроме полевых работ, ...
    8. Святой Иоанн Креста. II. Жизнь Святого Иоанна Креста. Глава 25. Новые гонения
    Входимость: 5. Размер: 5кб.
    Часть текста: II. Жизнь Святого Иоанна Креста. Глава 25. Новые гонения 25. Новые гонения В 1585 году назначен был генеральным викарием Кармельского Братства Николай Дория, из древнего и несметно богатого рода генуэзских банкиров. На старости лет постригшись в монашество и сделавшись одним из самых могущественных князей Римской Церкви, он соединял расчетливо холодную ловкость дельца с пламенной ревностью верующего (Вrunо, 293). Будучи злейшим врагом Реформы, решил он ее уничтожить и с этой целью, втершись ко двору, спас короля Филиппа II и сделался другом его, если только могли быть у него друзья (Baruzi, 211). Вошел в милость и папы Сикста V, надеясь соединить церковную власть с государственной для уничтожения Реформы. Так исполнилось то, чем семь лет назад в Толедской тюрьме запугивали Обутые Иоанна Креста: «Дни реформы сочтены, потому что христианнейший король соединился со Св. Престолом, чтобы ее уничтожить». В 1587 году появилась булла Decent Romanum Pontificem, разделявшая Братство Кармеля на несколько провинций с подчинением каждой отдельному провинциалу, чем разрушилось главное...
    9. Святой Иоанн Креста. II. Жизнь Святого Иоанна Креста. Глава 22. Одиночество
    Входимость: 5. Размер: 5кб.
    Часть текста: из Сеговийской обители в соседние горы, где находилась пещера, откуда видны были только пустынная равнина, снеговые горы и небо. Целыми часами сидел он в этой пещере, погруженный в молитву или созерцание, а когда приходили к нему из обители, говорил как будто с виноватой улыбкой: «Ради Бога, оставьте меня, я не создан для того, чтобы жить с людьми. Лучше говорить с камнями, чем с людьми, – меньше греха…» (Вrunо, 326–344). Скажет в «Песне Духа»: «Опьяненные любовью (к Богу) души уже не участвуют ни в чужих делах, ни даже в своих собственных» (Abr., 222). «Ангелам подобны такие люди (созерцание совершенного); что о грехах скорбеть надо, знают и Ангелы, но не скорбят и, даже в милосердных делах своих, не знают жалости, так же и эти люди… жалости чужой не знают; довольствуясь соединением с Богом, ничего они уже не хотят ни от вещественного мира, ни от духовного» (Abr., 217). Вечная молитва его: «Да расширит Господь душу мою, и да избавит меня от жизни земной, чтобы мне не нести на себе бремени человеческих душ» (Вrunо, 266. Baruzi, 284). Страшную меру уединения его дают такие слова, как эти: «С миром должно так поступать, как будто никакого мира и не было вовсе» (Abr., 198). «Если бы даже рушился мир, будь спокоен» (Вrunо, 357). Заповедь эту Иоанна Креста вспомнит, вероятно, полудруг, полувраг его, о. Джироламо Грациано, когда...
    10. Святой Иоанн Креста. I. Святой Иоанн Креста и мы. Глава 3
    Входимость: 4. Размер: 5кб.
    Часть текста: не существует для них, – потому что для людей существует действительно только нужное – что им трудно поверить, что такой человек был. Самое противоположное им существо, их самый крайний духовный антипод – св. Иоанн Креста. Он и они отрицают друг друга до таких последних глубин бытия, что можно сказать: он есть – их нет, и наоборот. Чтобы это почувствовать, стоит только сравнить две оценки знания – одну, у св. Иоанна Креста, и другую, у людей нашего времени. Знание или, вернее, та низшая часть его, в которой изучаются только законы действующих в мертвой материи механических сил, заменяет людям сейчас то, что некогда была для них энергия. Люди наших дней верят в сверхъестественную силу знания почти так же слепо и грубо-невежественно, как дикари – в колдовство. Если бы св. Иоанн Креста имел несчастие жить в наше время, то он понял бы жалкий обман такого мнимого знания. Один из первых основателей того, что мы называем «критикой познания», он понял, что человеческий разум вечно колеблется, как на двух чашах весов, между возможностью и невозможностью действительного, за покров явлений проникающего знания; понял, что не знать для человека иногда нужнее, чем знать. «Последнее действие разума заключается в том, чтобы от себя отречься», – скажет Паскаль, духовный близнец св. Иоанна Креста. «Последнее действие знания заключается в том, чтобы от себя отречься», – мог бы сказать св. Иоанн Креста. Люди думают, что день покрывается ночью, а св. Иоанн Креста знает, что наоборот: Ночь покрывается днем, как учит незапамятно древняя вавилонская клинопись; знает он, что звездная ночь того, что другой духовный близнец его, св. Дионисий Ареопагит, называет «Божественным Неведением», Agnosia, глубже, чем солнечный день человеческого знания (Baruzi, 452). Не зная куда, я молча вхожу, и в незнании моем ...