• Приглашаем посетить наш сайт
    Державин (derzhavin.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлова начинающиеся на букву "М"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  

    Показаны лучшие 100 слов (из 1655).
    Чтобы посмотреть все варианты, нажмите

     Кол-во Слово (варианты)
    165МАГИЯ (МАГИИ, МАГИЕЙ, МАГИЯХ, МАГИЮ)
    198МАДОННА (МАДОННЫ, МАДОННЕ, МАДОННУ, МАДОННОЙ)
    146МАКСИМ, МАКСИМА (МАКСИМУ, МАКСИМОМ, МАКСИМОВ)
    519МАЛЕНЬКИЙ (МАЛЕНЬКОГО, МАЛЕНЬКИМ, МАЛЕНЬКИХ, МАЛЕНЬКИЕ)
    263МАЛЫЙ (МАЛЫЕ, МАЛЫХ, МАЛОЕ, МАЛОЙ)
    320МАЛЬЧИК (МАЛЬЧИКА, МАЛЬЧИКОМ, МАЛЬЧИКУ, МАЛЬЧИКОВ)
    156МАМА (МАМЕ, МАМУ, МАМЫ, МАМОЙ)
    140МАРИНЬКА (МАРИНЬКИ, МАРИНЬКОЙ, МАРИНЬКЕ, МАРИНЬКУ)
    358МАРИЯ (МАРИИ, МАРИЕЙ, МАРИЙ, МАРИЮ)
    429МАРК, МАРКА (МАРКЕ, МАРКУ, МАРКОМ)
    305МАРКИЙ (МАРКО, МАРКА, МАРКИ, МАРОК, МАРКОМ)
    169МАСКА (МАСКУ, МАСКИ, МАСКЕ, МАСОК)
    154МАСТЕР (МАСТЕРОВ, МАСТЕРА, МАСТЕРАМИ, МАСТЕРУ)
    599МАТЕРИТЬ (МАТЕРИ)
    179МАТУШКА (МАТУШКОЙ, МАТУШКУ, МАТУШКЕ, МАТУШКИ)
    303МАТФЕЙ (МАТФЕЯ, МАТФЕЕМ, МАТФЕЮ, МАТФЕЕВ)
    1081МАТЬ (МАТЕРИ, МАТЕРЬЮ, МАТЕРЯМ, МАТЕРЕЙ)
    180МАШИНА (МАШИНЫ, МАШИНУ, МАШИНЕ, МАШИН)
    157МАШИНЫ (МАШИНА, МАШИН, МАШИНУ, МАШИНОЙ)
    199МГНОВЕНИЕ (МГНОВЕНИЯ, МГНОВЕНИЙ, МГНОВЕНИИ, МГНОВЕНИЕМ)
    223МЕДЛЕННЫЙ (МЕДЛЕННО, МЕДЛЕННОЙ, МЕДЛЕННОЮ, МЕДЛЕННЫМ, МЕДЛЕННЫЕ)
    167МЕДНЫЙ (МЕДНЫЕ, МЕДНЫХ, МЕДНОГО, МЕДНЫМ)
    148МЕЖА (МЕЖ, МЕЖАМИ, МЕЖИ, МЕЖЕ)
    148МЕЛКИЙ (МЕЛКИХ, МЕЛКИМИ, МЕЛКИЕ, МЕЛКАЯ)
    216МЕНЬШИЙ (МЕНЬШЕ, МЕНЬШЕЙ, МЕНЬШИХ, МЕНЬШАЯ, МЕНЬШИМ)
    425МЕРА (МЕРУ, МЕРЫ, МЕРЕ, МЕР)
    3173МЕРЕЖКОВСКИЙ, МЕРЕЖКОВСКАЯ (МЕРЕЖКОВСКОМУ, МЕРЕЖКОВСКИМ, МЕРЕЖКОВСКОГО, МЕРЕЖКОВСКИЕ)
    175МЕРИРА (МЕРИРЕ, МЕРИРУ, МЕРИРЫ, МЕРИРОЙ)
    662МЕРТВЫЙ (МЕРТВОЙ, МЕРТВЫХ, МЕРТВЫЕ, МЕРТВОГО, МЕРТВАЯ)
    521МЕССЕР (МЕССЕРА, МЕССЕРЕ, МЕССЕРУ, МЕССЕРЫ)
    204МЕССИЯ (МЕССИИ, МЕССИЙ, МЕССИЮ, МЕССИЕЙ)
    533МЕСТО (МЕСТА, МЕСТЕ, МЕСТАХ, МЕСТУ)
    217МЕСЯЦ (МЕСЯЦА, МЕСЯЦЕВ, МЕСЯЦЫ, МЕСЯЦАМ)
    146МЕТАФИЗИКА, МЕТАФИЗИК (МЕТАФИЗИКИ, МЕТАФИЗИКЕ, МЕТАФИЗИКОЙ, МЕТАФИЗИКУ)
    201МЕТАФИЗИЧЕСКИЙ (МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ, МЕТАФИЗИЧЕСКОЕ, МЕТАФИЗИЧЕСКОГО, МЕТАФИЗИЧЕСКИХ)
    181МЕХАНИКА, МЕХАНИК (МЕХАНИКИ, МЕХАНИКЕ, МЕХАНИКУ)
    350МЕЧ (МЕЧОМ, МЕЧА, МЕЧИ, МЕЧАМИ)
    166МЕЧТА (МЕЧТЫ, МЕЧТАХ, МЕЧТУ, МЕЧТОЮ)
    199МИГ (МИГОВ, МИГАМИ, МИГА, МИГОМ)
    223МИЛОСТЬ (МИЛОСТИ, МИЛОСТЬЮ, МИЛОСТЕЙ, МИЛОСТЯХ)
    326МИЛЫЙ (МИЛОЙ, МИЛОЕ, МИЛАЯ, МИЛЫЕ)
    163МИМ (МИМОВ, МИМЫ, МИМА)
    443МИНУТА (МИНУТУ, МИНУТЫ, МИНУТ, МИНУТОЙ)
    247МИНУТЬ (МИНУТ, МИНУТА, МИНУТЫ, МИНУ, МИНУЛО)
    1976МИР (МИРУ, МИРА, МИРЕ, МИРОМ)
    277МИРОВАЯ (МИРОВОГО, МИРОВОЙ, МИРОВОЕ, МИРОВУЮ)
    139МИСАИЛ (МИСАИЛА, МИСАИЛУ, МИСАИЛОМ)
    326МИСТЕРИЯ (МИСТЕРИЮ, МИСТЕРИЙ, МИСТЕРИИ, МИСТЕРИЯХ)
    185МИСТИК, МИСТИКА (МИСТИКИ, МИСТИКЕ, МИСТИКОВ)
    358МИСТИЧЕСКИЙ (МИСТИЧЕСКОЕ, МИСТИЧЕСКОГО, МИСТИЧЕСКОЙ, МИСТИЧЕСКИМ)
    154МИТЕНЬКА (МИТЕНЬКИ, МИТЕНЬКУ, МИТЕНЬКЕ)
    366МИФ (МИФА, МИФЕ, МИФУ, МИФЫ)
    406МИХАИЛ (МИХАИЛА, МИХАИЛУ, МИХАИЛЕ, МИХАИЛОМ)
    236МИХАЙЛОВИЧ (МИХАЙЛОВИЧА, МИХАЙЛОВИЧЕМ, МИХАЙЛОВИЧУ, МИХАЙЛОВИЧЕ)
    260МЛАДЕНЕЦ (МЛАДЕНЦА, МЛАДЕНЦЕМ, МЛАДЕНЦЕВ, МЛАДЕНЦЫ)
    186МНЕНИЕ (МНЕНИЮ, МНЕНИЯ, МНЕНИЙ, МНЕНИЯХ)
    155МНИМЫЙ (МНИМОЕ, МНИМЫЕ, МНИМОЙ, МНИМО, МНИМЫХ)
    628МНОГОЕ (МНОГО, МНОГИХ, МНОГИЕ, МНОГИМ)
    189МНОЖЕСТВО (МНОЖЕСТВОМ, МНОЖЕСТВА, МНОЖЕСТВЕ, МНОЖЕСТВУ)
    144МОГИЛА (МОГИЛЫ, МОГИЛУ, МОГИЛЕ, МОГИЛ)
    218МОЛВИТЬ (МОЛВИЛ, МОЛВИЛА, МОЛВИШЬ, МОЛВИТ)
    278МОЛИТВА (МОЛИТВ, МОЛИТВЕ, МОЛИТВУ, МОЛИТВЫ)
    375МОЛИТЬ (МОЛИТ, МОЛЮ, МОЛИЛ, МОЛИЛИ)
    248МОЛНИЯ (МОЛНИЕЙ, МОЛНИИ, МОЛНИЯХ, МОЛНИЯМИ)
    362МОЛОДОЙ (МОЛОДЫХ, МОЛОДЫЕ, МОЛОДОГО, МОЛОДАЯ)
    140МОЛОТ (МОЛОТОМ, МОЛОТОВ, МОЛОТА, МОЛОТЫ)
    139МОЛОТЬ (МОЛЮ, МОЛИТЕ, МОЛИ, МОЛОТА)
    178МОЛЧАНИЕ (МОЛЧАНИЯ, МОЛЧАНИИ, МОЛЧАНИЮ, МОЛЧАНИЕМ)
    421МОЛЧАТЬ (МОЛЧИ, МОЛЧИТ, МОЛЧА, МОЛЧАЛ)
    186МОМЕНТ (МОМЕНТА, МОМЕНТОМ, МОМЕНТЫ, МОМЕНТЕ)
    178МОНАСТЫРЬ (МОНАСТЫРЕ, МОНАСТЫРЯ, МОНАСТЫРИ, МОНАСТЫРЮ)
    344МОНАХ (МОНАХА, МОНАХОВ, МОНАХИ, МОНАХУ)
    194МОР (МОРЫ, МОРА)
    441МОРЕ (МОРЕМ, МОРЕЙ, МОРЮ, МОРЯ)
    207МОРИТЬ (МОРЮ, МОРЯ, МОРИТ, МОРИЛ, МОРЕНА)
    147МОРСКАЯ (МОРСКОЙ, МОРСКИХ, МОРСКИЕ, МОРСКИМИ, МОРСКОМ)
    318МОСКВА (МОСКВУ, МОСКВЫ, МОСКВЕ, МОСКВОЙ)
    164МОСКОВСКИЙ (МОСКОВСКОГО, МОСКОВСКИХ, МОСКОВСКИЕ, МОСКОВСКОМ)
    171МОСТ (МОСТА, МОСТУ, МОСТЫ, МОСТОВ)
    3146МОЧЬ (МОЖЕТ, МОГЛА, МОГУ, МОГ, МОГЛИ)
    191МРАК (МРАКА, МРАКЕ, МРАКУ, МРАКОМ)
    154МРАМОР (МРАМОРА, МРАМОРОМ, МРАМОРУ, МРАМОРЕ)
    150МРАЧНЫЙ (МРАЧНЫЕ, МРАЧНО, МРАЧНОЕ, МРАЧНОМ)
    268МУДРОСТЬ (МУДРОСТИ, МУДРОСТЬЮ, МУДРОСТЯМ, МУДРОСТЕЙ)
    177МУДРЫЙ (МУДРЫЕ, МУДРЫХ, МУДРЫ, МУДРОЕ)
    329МУЖ (МУЖЕЙ, МУЖА, МУЖУ, МУЖЕМ)
    209МУЖИК (МУЖИКА, МУЖИКИ, МУЖИКУ, МУЖИКОВ)
    194МУЖСКАЯ (МУЖСКОГО, МУЖСКОЕ, МУЖСКОМ, МУЖСКУЮ, МУЖСКИХ)
    143МУЖЧИНА (МУЖЧИНЫ, МУЖЧИН, МУЖЧИНУ, МУЖЧИНАМ)
    159МУЗА (МУЗЫ, МУЗ, МУЗЕ, МУЗАМ)
    234МУЗЫКА (МУЗЫКИ, МУЗЫКОЙ, МУЗЫКЕ, МУЗЫКУ)
    382МУКА (МУКУ, МУКИ, МУК, МУКОЙ)
    154МУРАВЕЙ (МУРАВЬЕВ, МУРАВЬИ, МУРАВЬЯ, МУРАВЬЕМ)
    182МУРАВЬЕВ (МУРАВЬЕВА, МУРАВЬЕВУ, МУРАВЬЕВЕ, МУРАВЬЕВЫМ)
    161МУЧЕНИК (МУЧЕНИКОВ, МУЧЕНИКИ, МУЧЕНИКА, МУЧЕНИКОМ)
    421МЫСЛИТЬ (МЫСЛИ, МЫСЛИШЬ, МЫСЛЯТ, МЫСЛИТ)
    806МЫСЛЬ (МЫСЛЕЙ, МЫСЛЯХ, МЫСЛИ, МЫСЛЬЮ)
    212МЫТЬ (МОЮ, МЫЛ, МОЕТ, МЫЛА)
    141МЯГКИЙ (МЯГКИЕ, МЯГКУЮ, МЯГКИХ, МЯГКИМИ)
    140МЯСО (МЯСА, МЯСОМ, МЯСУ, МЯСЕ)

    Несколько случайно найденных страниц

    по слову МИРОНОСИЦА (МИРОНОСИЦЫ, МИРОНОСИЦАМ)

    1. Лев Толстой и Достоевский. Религия. Часть вторая. Глава шестая. Страница III
    Входимость: 2. Размер: 55кб.
    Часть текста: и в смерти Ивана Ильича, и в смерти Анны Карениной, и вообще во всякой смерти. «Но то (смерть) было горе, это (рождение) была радость. Но и то горе , и эта радость одинаково были вне всех обычных условий жизни, были в этой обычной жизни, как будто отверстия, сквозь которые показывалось что-то высшее . И одинаково тяжело, мучительно наступало совершающееся, и одинаково непостижимо, при созерцании этого высшего, подымалась душа на такую высоту, которой она никогда и не понимала прежде, и куда рассудок уже не поспевал за нею». Смерть и рождение – два «отверстия» или, говоря позднейшим, толстовским, как будто циническим, на самом деле, бесконечно-целомудренным языком – «две дыры» в завесе плоти и крови, сквозь которые «одинаково» , то есть в своем последнем соединении , символе, «показывается что-то высшее», чем рождение и смерть. Именно здесь, в сияющей точке пола, как в своем оптическом фокусе, пересекаются, скрещиваются все противоположные лучи верхнего и нижнего неба, двух половин мира, двух полумиров. Когда Левин, уже после родов, подходит к Кити, она «встречает его взглядом, – взглядом притягивает к себе. Взгляд ее, и так светлый, еще более светлел, по мере того, как он приближался к ней. На ее лице была та самая перемена от земного к неземному, которая бывает на лице покойников; но там прощание, здесь встреча ». Взгляд рождающей Кити совершенно подобен и совершенно противоположен, как полюс полюсу, взгляду умирающего...
    2. Не мир, но меч. Гоголь. Творчество, жизнь и религия. Часть вторая. Жизнь и религия
    Входимость: 1. Размер: 165кб.
    Часть текста: себя определял, что и он явился из этих же самых «двух начал»? «Никогда не чувствовал себя погруженным в такое спокойное блаженство. О, Рим, Рим! О, Италия! Что за небо!.. Что за воздух!.. Пью — не напьюсь, гляжу — не нагляжусь… Никогда я не был так весел, так доволен жизнью». Друзья Гоголя рассказывают, как на вилле Волконской, упиравшейся стеной в старый римский акведук, который служил ей террасой, «он ложился спиной на аркаду и по полусуткам смотрел в голубое небо, на мертвую и великолепную римскую Кампанью, оставаясь недвижимым целые часы, с воспаленными щеками». — «Италия! Она моя!.. Россия, Петербург, снега, подлецы, департамент, кафедра, театр — все это мне снилось. Я проснулся опять на родине». Одно из писем помечает он, вместо христианского летосчисления, древнеримским: «год 2588 от основания Города», как будто на одно мгновение пожелал забыть, что Христос родился, как будто 1835 лет христианства, вместе с «Россией, Петербургом, снегами, департаментом», только снились ему. Это, конечно, шутка; но надо знать, чем и тогда уже было для Гоголя христианство, чтобы почувствовать, что значит эта шутка. «Когда я увидел во второй раз Рим, — говорит он именно в этом письме, помеченном „от основания Города“, — мне казалось, что я увидел свою родину, в которой несколько лет не бывал я, а в которой жили только мои мысли. Но, нет, это все не то: не свою родину, но родину души своей я увидел, где душа моя жила еще прежде меня, прежде чем я родился на свет». Не Вифлеем, не Голгофа, а «мертвая и великолепная Кампанья», земля умерших богов — предвечная родина Гоголя. Языческую древность он не то что понимает или чувствует — он живет в ней. Так жили в ней, может быть, еще только два человека новой Европы — великие отступники христианства Гете и Ницше....
    3. Лев Толстой и Достоевский. Религия. Часть вторая. Глава четвертая. Страница II
    Входимость: 2. Размер: 41кб.
    Часть текста: все равны в Боге, потому что все могут и должны быть равны; когда-то были, когда-нибудь будут равны – но пока еще не равны; все идут от Бога к Богу, но еще не пришли, а именно только идут, двигаются, и в движении не может быть устойчивого равновесия, неподвижного равенства; один ушел вперед, другой отстал, и если не признать этого «впереди» и «позади», то прекратится всякое движение. Мало того: учение Христово не есть ровный путь по ровной плоскости, земной или небесной, а вечное восхождение и нисхождение, лестница с земли на небо, с неба на землю; лестница – ряд ступеней: все могут взойти на высшую ступень – тут равенство; но не все еще взошли, и тот, кто взойдет, будет выше тех, кто отстанет, – тут уже неравенство. «Много званных» – опять равенство; «мало избранных» – неравенство; мы приняли только часть этого слова, двойственного, как все слова Христа; мы приняли, что «много званных», и решили, что все званные суть избранные, а отсюда уже сделали вывод, будто бы вовсе нет, да и не надо избранных. И слово Христа оказалось тщетным. В царствии Божием первые будут последними, последние первыми; значит, и там будут все-таки первые и последние, высшие и низшие; а мы решили, что нет, да и не надо ни первых, ни последних, что все равны всем, как муравьи в муравейнике – только равны и здесь, и там, на земле, как на небе. «Кто имеет, тому дано будет; а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь». Какой непонятный и невыносимый для нас аристократизм, какая мистическая несправедливость! Мы исправили и это слово Христа: «Кто не имеет, тому дано будет; а кто имеет, у того отнимается то, что он думает иметь, так что у всех будет поровну – ни много, ни мало». Но в том-то и дело, что учение Христово не есть, как думают...
    4. Святой сатир
    Входимость: 2. Размер: 39кб.
    Часть текста: смирением своих братьев и, несмотря на молодость, мудро управлял обителью Санта Фьоре. Он был набожен, любил предаваться долгим созерцаниям и молитвам. Иногда бывали у него экстазы. Подобно святому Франциску, своему духовному отцу, сочинял он песни на языке простонародном о совершенной любви, которая есть любовь к Богу. И эти гимны не погрешали ни против размера, ни против смысла, потому что он учился семи «artes liberales» [2] в Болонском университете. Однажды вечером, гуляя под аркадами монастыря, Мино вдруг почувствовал, как его сердце наполнилось смятением и печалью при воспоминании об одной флорентинской даме, которую он некогда любил, в цвете первой юности, когда одеяние св. Франциска еще не охраняло его плоти. Он обратился к Богу с молитвой, прося отогнать грешный образ. Но сердце его осталось печальным. «Колокола, – подумал он, – поют, как ангелы: Ave Maria, но голос их умирает в вечернем тумане. На стене монастыря художник, которым прославился город Перуджа, [3] изобразил искусно святых Жен Мироносиц, [4] созерцающих с несказанною любовью гроб Спасителя. Но сумерки застилают их слезы, заглушают их плач, и я не могу рыдать вместе с ними. Этот колодец посреди двора только что был покрыт голубями, прилетевшими напиться, но они улетели, не найдя воды в углублениях каменной ограды. И моя душа, о Господи, безмолвствует, подобно колоколам, омрачается, подобно Женам Мироносицам, иссыхает, подобно колодцу. Зачем же, Иисусе сладчайший, сердце мое так сухо, мрачно и немо, когда Ты для него – и заря, и пение птиц, и ключ живой воды?» Он убоялся вернуться в келью, и, думая, что молитва рассеет печаль и успокоит тревогу, вошел через дверь монастыря в общую церковь. Немой мрак наполнял здание, построенное великим Маргаритоном более ста пятидесяти лет тому назад на развалинах древнего римского капища Фра Мино, пройдя...
    5. Иисус неизвестный. Том второй. Часть I. Служение Господне. Глава 7. Пришел к своим
    Входимость: 2. Размер: 36кб.
    Часть текста: наверное был Христом, Сыном Божиим, чем и в жизни, и в смерти Его решается все 1 . "Прервана" жизнь человека Иисуса во времени, в истории, но если Он -- Христос, то и в мистерии, в вечности, прервана. Слишком рано ушел Спаситель мира, не сделав для мира всего, что мог бы сделать. Каждый год, каждый день жизни Его приближал человечество к царству Божию. Сколько дней, сколько лет отнято у нас этой преждевременной смертью? Прав Вельгаузен: таково неизгладимое в сердце нашем, от евангельских свидетельств, впечатление. Но этот религиозный опыт сталкивается, в неразрешимом, как будто, противоречии, с догматом, потому что догматически-ясно, что все времена и сроки в земной жизни Господа предустановлены Промыслом Божиим в вечности, и, следовательно, человек Иисус жил ровно столько и умер именно тогда, сколько и когда это нужно было для спасения мира. Так, по таблице умножения, арифметике догмата; но так ли по высшей математике?   II Если в догмате ясно все, как дважды два четыре, что же значит притча о злых виноградарях, одна из глубочайших и таинственнейших притч Господних, кажется, недаром предсмертная? После того как избили и выгнали злые виноградари всех посланных к ним за плодами, рабов, сказал господин виноградника: "Что мне делать? Сына моего возлюбленного пошлю; может быть, увидев его, постыдятся". Но виноградари, увидев его, рассуждали между собою, говоря: "Это наследник; пойдем, убьем его, и наследство будет наше" (Лк. 20, 13--14). Вот где конец арифметики, начало высшей математики в догмате. Если Отец,...