Поиск по творчеству и критике
Cлова начинающиеся на букву "М"
Показаны лучшие 100 слов (из 1655).
Чтобы посмотреть все варианты, нажмите
Кол-во | Слово (варианты) |
165 | МАГИЯ (МАГИИ, МАГИЕЙ, МАГИЯХ, МАГИЮ) |
198 | МАДОННА (МАДОННЫ, МАДОННЕ, МАДОННУ, МАДОННОЙ) |
146 | МАКСИМ, МАКСИМА (МАКСИМУ, МАКСИМОМ, МАКСИМОВ) |
519 | МАЛЕНЬКИЙ (МАЛЕНЬКОГО, МАЛЕНЬКИМ, МАЛЕНЬКИХ, МАЛЕНЬКИЕ) |
263 | МАЛЫЙ (МАЛЫЕ, МАЛЫХ, МАЛОЕ, МАЛОЙ) |
320 | МАЛЬЧИК (МАЛЬЧИКА, МАЛЬЧИКОМ, МАЛЬЧИКУ, МАЛЬЧИКОВ) |
156 | МАМА (МАМЕ, МАМУ, МАМЫ, МАМОЙ) |
140 | МАРИНЬКА (МАРИНЬКИ, МАРИНЬКОЙ, МАРИНЬКЕ, МАРИНЬКУ) |
358 | МАРИЯ (МАРИИ, МАРИЕЙ, МАРИЙ, МАРИЮ) |
429 | МАРК, МАРКА (МАРКЕ, МАРКУ, МАРКОМ) |
305 | МАРКИЙ (МАРКО, МАРКА, МАРКИ, МАРОК, МАРКОМ) |
169 | МАСКА (МАСКУ, МАСКИ, МАСКЕ, МАСОК) |
154 | МАСТЕР (МАСТЕРОВ, МАСТЕРА, МАСТЕРАМИ, МАСТЕРУ) |
599 | МАТЕРИТЬ (МАТЕРИ) |
179 | МАТУШКА (МАТУШКОЙ, МАТУШКУ, МАТУШКЕ, МАТУШКИ) |
303 | МАТФЕЙ (МАТФЕЯ, МАТФЕЕМ, МАТФЕЮ, МАТФЕЕВ) |
1081 | МАТЬ (МАТЕРИ, МАТЕРЬЮ, МАТЕРЯМ, МАТЕРЕЙ) |
180 | МАШИНА (МАШИНЫ, МАШИНУ, МАШИНЕ, МАШИН) |
157 | МАШИНЫ (МАШИНА, МАШИН, МАШИНУ, МАШИНОЙ) |
199 | МГНОВЕНИЕ (МГНОВЕНИЯ, МГНОВЕНИЙ, МГНОВЕНИИ, МГНОВЕНИЕМ) |
223 | МЕДЛЕННЫЙ (МЕДЛЕННО, МЕДЛЕННОЙ, МЕДЛЕННОЮ, МЕДЛЕННЫМ, МЕДЛЕННЫЕ) |
167 | МЕДНЫЙ (МЕДНЫЕ, МЕДНЫХ, МЕДНОГО, МЕДНЫМ) |
148 | МЕЖА (МЕЖ, МЕЖАМИ, МЕЖИ, МЕЖЕ) |
148 | МЕЛКИЙ (МЕЛКИХ, МЕЛКИМИ, МЕЛКИЕ, МЕЛКАЯ) |
216 | МЕНЬШИЙ (МЕНЬШЕ, МЕНЬШЕЙ, МЕНЬШИХ, МЕНЬШАЯ, МЕНЬШИМ) |
425 | МЕРА (МЕРУ, МЕРЫ, МЕРЕ, МЕР) |
3173 | МЕРЕЖКОВСКИЙ, МЕРЕЖКОВСКАЯ (МЕРЕЖКОВСКОМУ, МЕРЕЖКОВСКИМ, МЕРЕЖКОВСКОГО, МЕРЕЖКОВСКИЕ) |
175 | МЕРИРА (МЕРИРЕ, МЕРИРУ, МЕРИРЫ, МЕРИРОЙ) |
662 | МЕРТВЫЙ (МЕРТВОЙ, МЕРТВЫХ, МЕРТВЫЕ, МЕРТВОГО, МЕРТВАЯ) |
521 | МЕССЕР (МЕССЕРА, МЕССЕРЕ, МЕССЕРУ, МЕССЕРЫ) |
204 | МЕССИЯ (МЕССИИ, МЕССИЙ, МЕССИЮ, МЕССИЕЙ) |
533 | МЕСТО (МЕСТА, МЕСТЕ, МЕСТАХ, МЕСТУ) |
217 | МЕСЯЦ (МЕСЯЦА, МЕСЯЦЕВ, МЕСЯЦЫ, МЕСЯЦАМ) |
146 | МЕТАФИЗИКА, МЕТАФИЗИК (МЕТАФИЗИКИ, МЕТАФИЗИКЕ, МЕТАФИЗИКОЙ, МЕТАФИЗИКУ) |
201 | МЕТАФИЗИЧЕСКИЙ (МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ, МЕТАФИЗИЧЕСКОЕ, МЕТАФИЗИЧЕСКОГО, МЕТАФИЗИЧЕСКИХ) |
181 | МЕХАНИКА, МЕХАНИК (МЕХАНИКИ, МЕХАНИКЕ, МЕХАНИКУ) |
350 | МЕЧ (МЕЧОМ, МЕЧА, МЕЧИ, МЕЧАМИ) |
166 | МЕЧТА (МЕЧТЫ, МЕЧТАХ, МЕЧТУ, МЕЧТОЮ) |
199 | МИГ (МИГОВ, МИГАМИ, МИГА, МИГОМ) |
223 | МИЛОСТЬ (МИЛОСТИ, МИЛОСТЬЮ, МИЛОСТЕЙ, МИЛОСТЯХ) |
326 | МИЛЫЙ (МИЛОЙ, МИЛОЕ, МИЛАЯ, МИЛЫЕ) |
163 | МИМ (МИМОВ, МИМЫ, МИМА) |
443 | МИНУТА (МИНУТУ, МИНУТЫ, МИНУТ, МИНУТОЙ) |
247 | МИНУТЬ (МИНУТ, МИНУТА, МИНУТЫ, МИНУ, МИНУЛО) |
1976 | МИР (МИРУ, МИРА, МИРЕ, МИРОМ) |
277 | МИРОВАЯ (МИРОВОГО, МИРОВОЙ, МИРОВОЕ, МИРОВУЮ) |
139 | МИСАИЛ (МИСАИЛА, МИСАИЛУ, МИСАИЛОМ) |
326 | МИСТЕРИЯ (МИСТЕРИЮ, МИСТЕРИЙ, МИСТЕРИИ, МИСТЕРИЯХ) |
185 | МИСТИК, МИСТИКА (МИСТИКИ, МИСТИКЕ, МИСТИКОВ) |
358 | МИСТИЧЕСКИЙ (МИСТИЧЕСКОЕ, МИСТИЧЕСКОГО, МИСТИЧЕСКОЙ, МИСТИЧЕСКИМ) |
154 | МИТЕНЬКА (МИТЕНЬКИ, МИТЕНЬКУ, МИТЕНЬКЕ) |
366 | МИФ (МИФА, МИФЕ, МИФУ, МИФЫ) |
406 | МИХАИЛ (МИХАИЛА, МИХАИЛУ, МИХАИЛЕ, МИХАИЛОМ) |
236 | МИХАЙЛОВИЧ (МИХАЙЛОВИЧА, МИХАЙЛОВИЧЕМ, МИХАЙЛОВИЧУ, МИХАЙЛОВИЧЕ) |
260 | МЛАДЕНЕЦ (МЛАДЕНЦА, МЛАДЕНЦЕМ, МЛАДЕНЦЕВ, МЛАДЕНЦЫ) |
186 | МНЕНИЕ (МНЕНИЮ, МНЕНИЯ, МНЕНИЙ, МНЕНИЯХ) |
155 | МНИМЫЙ (МНИМОЕ, МНИМЫЕ, МНИМОЙ, МНИМО, МНИМЫХ) |
628 | МНОГОЕ (МНОГО, МНОГИХ, МНОГИЕ, МНОГИМ) |
189 | МНОЖЕСТВО (МНОЖЕСТВОМ, МНОЖЕСТВА, МНОЖЕСТВЕ, МНОЖЕСТВУ) |
144 | МОГИЛА (МОГИЛЫ, МОГИЛУ, МОГИЛЕ, МОГИЛ) |
218 | МОЛВИТЬ (МОЛВИЛ, МОЛВИЛА, МОЛВИШЬ, МОЛВИТ) |
278 | МОЛИТВА (МОЛИТВ, МОЛИТВЕ, МОЛИТВУ, МОЛИТВЫ) |
375 | МОЛИТЬ (МОЛИТ, МОЛЮ, МОЛИЛ, МОЛИЛИ) |
248 | МОЛНИЯ (МОЛНИЕЙ, МОЛНИИ, МОЛНИЯХ, МОЛНИЯМИ) |
362 | МОЛОДОЙ (МОЛОДЫХ, МОЛОДЫЕ, МОЛОДОГО, МОЛОДАЯ) |
140 | МОЛОТ (МОЛОТОМ, МОЛОТОВ, МОЛОТА, МОЛОТЫ) |
139 | МОЛОТЬ (МОЛЮ, МОЛИТЕ, МОЛИ, МОЛОТА) |
178 | МОЛЧАНИЕ (МОЛЧАНИЯ, МОЛЧАНИИ, МОЛЧАНИЮ, МОЛЧАНИЕМ) |
421 | МОЛЧАТЬ (МОЛЧИ, МОЛЧИТ, МОЛЧА, МОЛЧАЛ) |
186 | МОМЕНТ (МОМЕНТА, МОМЕНТОМ, МОМЕНТЫ, МОМЕНТЕ) |
178 | МОНАСТЫРЬ (МОНАСТЫРЕ, МОНАСТЫРЯ, МОНАСТЫРИ, МОНАСТЫРЮ) |
344 | МОНАХ (МОНАХА, МОНАХОВ, МОНАХИ, МОНАХУ) |
194 | МОР (МОРЫ, МОРА) |
441 | МОРЕ (МОРЕМ, МОРЕЙ, МОРЮ, МОРЯ) |
207 | МОРИТЬ (МОРЮ, МОРЯ, МОРИТ, МОРИЛ, МОРЕНА) |
147 | МОРСКАЯ (МОРСКОЙ, МОРСКИХ, МОРСКИЕ, МОРСКИМИ, МОРСКОМ) |
318 | МОСКВА (МОСКВУ, МОСКВЫ, МОСКВЕ, МОСКВОЙ) |
164 | МОСКОВСКИЙ (МОСКОВСКОГО, МОСКОВСКИХ, МОСКОВСКИЕ, МОСКОВСКОМ) |
171 | МОСТ (МОСТА, МОСТУ, МОСТЫ, МОСТОВ) |
3146 | МОЧЬ (МОЖЕТ, МОГЛА, МОГУ, МОГ, МОГЛИ) |
191 | МРАК (МРАКА, МРАКЕ, МРАКУ, МРАКОМ) |
154 | МРАМОР (МРАМОРА, МРАМОРОМ, МРАМОРУ, МРАМОРЕ) |
150 | МРАЧНЫЙ (МРАЧНЫЕ, МРАЧНО, МРАЧНОЕ, МРАЧНОМ) |
268 | МУДРОСТЬ (МУДРОСТИ, МУДРОСТЬЮ, МУДРОСТЯМ, МУДРОСТЕЙ) |
177 | МУДРЫЙ (МУДРЫЕ, МУДРЫХ, МУДРЫ, МУДРОЕ) |
329 | МУЖ (МУЖЕЙ, МУЖА, МУЖУ, МУЖЕМ) |
209 | МУЖИК (МУЖИКА, МУЖИКИ, МУЖИКУ, МУЖИКОВ) |
194 | МУЖСКАЯ (МУЖСКОГО, МУЖСКОЕ, МУЖСКОМ, МУЖСКУЮ, МУЖСКИХ) |
143 | МУЖЧИНА (МУЖЧИНЫ, МУЖЧИН, МУЖЧИНУ, МУЖЧИНАМ) |
159 | МУЗА (МУЗЫ, МУЗ, МУЗЕ, МУЗАМ) |
234 | МУЗЫКА (МУЗЫКИ, МУЗЫКОЙ, МУЗЫКЕ, МУЗЫКУ) |
382 | МУКА (МУКУ, МУКИ, МУК, МУКОЙ) |
154 | МУРАВЕЙ (МУРАВЬЕВ, МУРАВЬИ, МУРАВЬЯ, МУРАВЬЕМ) |
182 | МУРАВЬЕВ (МУРАВЬЕВА, МУРАВЬЕВУ, МУРАВЬЕВЕ, МУРАВЬЕВЫМ) |
161 | МУЧЕНИК (МУЧЕНИКОВ, МУЧЕНИКИ, МУЧЕНИКА, МУЧЕНИКОМ) |
421 | МЫСЛИТЬ (МЫСЛИ, МЫСЛИШЬ, МЫСЛЯТ, МЫСЛИТ) |
806 | МЫСЛЬ (МЫСЛЕЙ, МЫСЛЯХ, МЫСЛИ, МЫСЛЬЮ) |
212 | МЫТЬ (МОЮ, МЫЛ, МОЕТ, МЫЛА) |
141 | МЯГКИЙ (МЯГКИЕ, МЯГКУЮ, МЯГКИХ, МЯГКИМИ) |
140 | МЯСО (МЯСА, МЯСОМ, МЯСУ, МЯСЕ) |
Несколько случайно найденных страниц
Входимость: 2. Размер: 55кб.
Часть текста: и в смерти Ивана Ильича, и в смерти Анны Карениной, и вообще во всякой смерти. «Но то (смерть) было горе, это (рождение) была радость. Но и то горе , и эта радость одинаково были вне всех обычных условий жизни, были в этой обычной жизни, как будто отверстия, сквозь которые показывалось что-то высшее . И одинаково тяжело, мучительно наступало совершающееся, и одинаково непостижимо, при созерцании этого высшего, подымалась душа на такую высоту, которой она никогда и не понимала прежде, и куда рассудок уже не поспевал за нею». Смерть и рождение – два «отверстия» или, говоря позднейшим, толстовским, как будто циническим, на самом деле, бесконечно-целомудренным языком – «две дыры» в завесе плоти и крови, сквозь которые «одинаково» , то есть в своем последнем соединении , символе, «показывается что-то высшее», чем рождение и смерть. Именно здесь, в сияющей точке пола, как в своем оптическом фокусе, пересекаются, скрещиваются все противоположные лучи верхнего и нижнего неба, двух половин мира, двух полумиров. Когда Левин, уже после родов, подходит к Кити, она «встречает его взглядом, – взглядом притягивает к себе. Взгляд ее, и так светлый, еще более светлел, по мере того, как он приближался к ней. На ее лице была та самая перемена от земного к неземному, которая бывает на лице покойников; но там прощание, здесь встреча ». Взгляд рождающей Кити совершенно подобен и совершенно противоположен, как полюс полюсу, взгляду умирающего...
Входимость: 1. Размер: 165кб.
Часть текста: себя определял, что и он явился из этих же самых «двух начал»? «Никогда не чувствовал себя погруженным в такое спокойное блаженство. О, Рим, Рим! О, Италия! Что за небо!.. Что за воздух!.. Пью — не напьюсь, гляжу — не нагляжусь… Никогда я не был так весел, так доволен жизнью». Друзья Гоголя рассказывают, как на вилле Волконской, упиравшейся стеной в старый римский акведук, который служил ей террасой, «он ложился спиной на аркаду и по полусуткам смотрел в голубое небо, на мертвую и великолепную римскую Кампанью, оставаясь недвижимым целые часы, с воспаленными щеками». — «Италия! Она моя!.. Россия, Петербург, снега, подлецы, департамент, кафедра, театр — все это мне снилось. Я проснулся опять на родине». Одно из писем помечает он, вместо христианского летосчисления, древнеримским: «год 2588 от основания Города», как будто на одно мгновение пожелал забыть, что Христос родился, как будто 1835 лет христианства, вместе с «Россией, Петербургом, снегами, департаментом», только снились ему. Это, конечно, шутка; но надо знать, чем и тогда уже было для Гоголя христианство, чтобы почувствовать, что значит эта шутка. «Когда я увидел во второй раз Рим, — говорит он именно в этом письме, помеченном „от основания Города“, — мне казалось, что я увидел свою родину, в которой несколько лет не бывал я, а в которой жили только мои мысли. Но, нет, это все не то: не свою родину, но родину души своей я увидел, где душа моя жила еще прежде меня, прежде чем я родился на свет». Не Вифлеем, не Голгофа, а «мертвая и великолепная Кампанья», земля умерших богов — предвечная родина Гоголя. Языческую древность он не то что понимает или чувствует — он живет в ней. Так жили в ней, может быть, еще только два человека новой Европы — великие отступники христианства Гете и Ницше....
Входимость: 2. Размер: 41кб.
Часть текста: все равны в Боге, потому что все могут и должны быть равны; когда-то были, когда-нибудь будут равны – но пока еще не равны; все идут от Бога к Богу, но еще не пришли, а именно только идут, двигаются, и в движении не может быть устойчивого равновесия, неподвижного равенства; один ушел вперед, другой отстал, и если не признать этого «впереди» и «позади», то прекратится всякое движение. Мало того: учение Христово не есть ровный путь по ровной плоскости, земной или небесной, а вечное восхождение и нисхождение, лестница с земли на небо, с неба на землю; лестница – ряд ступеней: все могут взойти на высшую ступень – тут равенство; но не все еще взошли, и тот, кто взойдет, будет выше тех, кто отстанет, – тут уже неравенство. «Много званных» – опять равенство; «мало избранных» – неравенство; мы приняли только часть этого слова, двойственного, как все слова Христа; мы приняли, что «много званных», и решили, что все званные суть избранные, а отсюда уже сделали вывод, будто бы вовсе нет, да и не надо избранных. И слово Христа оказалось тщетным. В царствии Божием первые будут последними, последние первыми; значит, и там будут все-таки первые и последние, высшие и низшие; а мы решили, что нет, да и не надо ни первых, ни последних, что все равны всем, как муравьи в муравейнике – только равны и здесь, и там, на земле, как на небе. «Кто имеет, тому дано будет; а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь». Какой непонятный и невыносимый для нас аристократизм, какая мистическая несправедливость! Мы исправили и это слово Христа: «Кто не имеет, тому дано будет; а кто имеет, у того отнимается то, что он думает иметь, так что у всех будет поровну – ни много, ни мало». Но в том-то и дело, что учение Христово не есть, как думают...
Входимость: 2. Размер: 39кб.
Часть текста: смирением своих братьев и, несмотря на молодость, мудро управлял обителью Санта Фьоре. Он был набожен, любил предаваться долгим созерцаниям и молитвам. Иногда бывали у него экстазы. Подобно святому Франциску, своему духовному отцу, сочинял он песни на языке простонародном о совершенной любви, которая есть любовь к Богу. И эти гимны не погрешали ни против размера, ни против смысла, потому что он учился семи «artes liberales» [2] в Болонском университете. Однажды вечером, гуляя под аркадами монастыря, Мино вдруг почувствовал, как его сердце наполнилось смятением и печалью при воспоминании об одной флорентинской даме, которую он некогда любил, в цвете первой юности, когда одеяние св. Франциска еще не охраняло его плоти. Он обратился к Богу с молитвой, прося отогнать грешный образ. Но сердце его осталось печальным. «Колокола, – подумал он, – поют, как ангелы: Ave Maria, но голос их умирает в вечернем тумане. На стене монастыря художник, которым прославился город Перуджа, [3] изобразил искусно святых Жен Мироносиц, [4] созерцающих с несказанною любовью гроб Спасителя. Но сумерки застилают их слезы, заглушают их плач, и я не могу рыдать вместе с ними. Этот колодец посреди двора только что был покрыт голубями, прилетевшими напиться, но они улетели, не найдя воды в углублениях каменной ограды. И моя душа, о Господи, безмолвствует, подобно колоколам, омрачается, подобно Женам Мироносицам, иссыхает, подобно колодцу. Зачем же, Иисусе сладчайший, сердце мое так сухо, мрачно и немо, когда Ты для него – и заря, и пение птиц, и ключ живой воды?» Он убоялся вернуться в келью, и, думая, что молитва рассеет печаль и успокоит тревогу, вошел через дверь монастыря в общую церковь. Немой мрак наполнял здание, построенное великим Маргаритоном более ста пятидесяти лет тому назад на развалинах древнего римского капища Фра Мино, пройдя...
Входимость: 2. Размер: 36кб.
Часть текста: наверное был Христом, Сыном Божиим, чем и в жизни, и в смерти Его решается все 1 . "Прервана" жизнь человека Иисуса во времени, в истории, но если Он -- Христос, то и в мистерии, в вечности, прервана. Слишком рано ушел Спаситель мира, не сделав для мира всего, что мог бы сделать. Каждый год, каждый день жизни Его приближал человечество к царству Божию. Сколько дней, сколько лет отнято у нас этой преждевременной смертью? Прав Вельгаузен: таково неизгладимое в сердце нашем, от евангельских свидетельств, впечатление. Но этот религиозный опыт сталкивается, в неразрешимом, как будто, противоречии, с догматом, потому что догматически-ясно, что все времена и сроки в земной жизни Господа предустановлены Промыслом Божиим в вечности, и, следовательно, человек Иисус жил ровно столько и умер именно тогда, сколько и когда это нужно было для спасения мира. Так, по таблице умножения, арифметике догмата; но так ли по высшей математике? II Если в догмате ясно все, как дважды два четыре, что же значит притча о злых виноградарях, одна из глубочайших и таинственнейших притч Господних, кажется, недаром предсмертная? После того как избили и выгнали злые виноградари всех посланных к ним за плодами, рабов, сказал господин виноградника: "Что мне делать? Сына моего возлюбленного пошлю; может быть, увидев его, постыдятся". Но виноградари, увидев его, рассуждали между собою, говоря: "Это наследник; пойдем, убьем его, и наследство будет наше" (Лк. 20, 13--14). Вот где конец арифметики, начало высшей математики в догмате. Если Отец,...