• Приглашаем посетить наш сайт
    Герцен (gertsen.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1888"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Старый вопрос по поводу нового таланта
    Входимость: 7. Размер: 71кб.
    2. Сидорова C., Cурис Л.: Дмитрий Сергеевич Мережковский (хронология)
    Входимость: 3. Размер: 32кб.
    3. Волынский А. Л.: Символы (песни и поэмы)
    Входимость: 3. Размер: 14кб.
    4. Брюсов В. Я.: Д. С. Мережковский как поэт
    Входимость: 2. Размер: 26кб.
    5. Гиппиус З. Н.: Дмитрий Мережковский. Часть первая. Глава 1
    Входимость: 2. Размер: 39кб.
    6. Маленькая Тереза
    Входимость: 2. Размер: 10кб.
    7. Биография (вариант 2)
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    8. Возвращение к природе (Драматическая сказка)
    Входимость: 1. Размер: 120кб.
    9. Гиппиус З. Н.: Дмитрий Мережковский. Часть первая. Глава 2
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    10. Волкогонова О. Д.: Мережковский, Дмитрий Сергеевич
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    11. Венгеров С. А.: Мережковский Д. С.
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    12. Тайна Запада. Атлантида-Европа. Часть I. Атлантида. Глава 8. Радуга потопа
    Входимость: 1. Размер: 17кб.
    13. Вечные спутники. Майков
    Входимость: 1. Размер: 38кб.
    14. *** ("В темных росистых ветвях встрепенулись веселые птицы…")
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    15. Цетлин Мих.: Д. С. Мережковский (1865–1941)
    Входимость: 1. Размер: 22кб.
    16. Бессонов Б. Н.: Дмитрий Сергеевич Мережковский
    Входимость: 1. Размер: 16кб.
    17. Два сонета
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    18. Смерть Всеволода Гаршина
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    19. *** ("Уж дышит оттепель, и воздух полон лени…")
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    20. *** ("Летние, душные ночи…")
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    21. Вечные спутники. Введение
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    22. Биография (вариант 1)
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    23. Биографические записки о Мережковском январь-март 1920 года (Минск, Вильна) по материалам прессы. Вторая лекция Мережковского: Мицкевич, Польша и Россия
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    24. Соколов А. Г.: Мережковский Д. С. - биобиблиографическая справка
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    25. Свободная любовь
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    26. Данте. Жизнь Данте. Глава XIX. Рай
    Входимость: 1. Размер: 28кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Старый вопрос по поводу нового таланта
    Входимость: 7. Размер: 71кб.
    Часть текста: временем красота звуков отодвинет на задний план красоту слова и пластических образов. Может быть, эта мысль и не вполне верна, во всяком случае нельзя не признать, что современное настроение масс в значительной степени ее подтверждает. Вкус и понимание живописи, скульптуры и даже отчасти поэзии уменьшается с каждым днем, делается достоянием ограниченного кружка знатоков и ценителей, между тем как популярность музыки растет не по дням, а по часам. Ее возрастающее влияние не могло не отразиться на искусстве более всего родственном ей -- на изящной литературе. Эдгар Поэ и Гоффман -- гении вполне современные, которых никакая эпоха, кроме нашей, не могла бы произвести и оценить, стремились воплотить в слове неясное, неуловимое и почти непередаваемое волнение, доступное, по-видимому, одной только музыке. С другой стороны, мы, кажется, все более утрачиваем способность наслаждаться крупными чертами, резкими контурами и не обращать внимания на детали, мелочи, подробности, способность, составлявшую громадное преимущество античных народов; для нас -- в мелочах микроскопических, не уловимых обыкновенным глазом, таится самая сущность, душа предмета. Архитектурная красота художественного плана в его широких очертаниях ускользает от большинства из нас, части заслоняют целое, ум наш слишком охотно погружается в подробности, дольше всего переживают в нас впечатления не от книги, а от отдельных глав, страниц, отрывков. По мере того, как читатель все более утрачивает способность сосредоточивать внимание на широких контурах стройного, законченного произведения,-- поэтов, невольно испытывающих на себе влияние преобладающего эстетического настроения, увлекает страстная погоня за деталями, за тонкими психологическими полутонами, за тем непередаваемым и малоисследованным музыкальным элементом, который таится на дне всякого ощущения. Писатель, отчасти ободряемый внешним успехом новой формы, еще более привязывается к ней потому, что эти маленькие, изящные новеллы, как будто нарочно,...
    2. Сидорова C., Cурис Л.: Дмитрий Сергеевич Мережковский (хронология)
    Входимость: 3. Размер: 32кб.
    Часть текста: О своей семье, в первую очередь о матери, оказавшей на него в детстве особое влияние, Мережковский рассказывает в автобиографической поэме «Старинные октавы». В 1880 г. Мережковский по инициативе отца знакомится с Ф. М. Достоевским и читает ему свои стихи, которые писатель оценивает отрицательно. В этом же году Мережковский подружился с С. Я. Надсоном, знакомится с секретарем «Отечественных записок» А. И. Плещеевым. В 1881 г. состоялась публикация его первого стихотворения в сборнике «Отклик». В 1884 г. Мережковский становится студентом историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета, увлекается позивитизмом и толстовством, путешествует по России. Весной 1885 г. писатель посещает смертельно больного Надсона, знакомится с И. Е. Репиным и передвижниками. Весной 1888 г. Мережковский успешно заканчивает университет и отправляется в путешествие по Кавказу с Н. Минским. В этом же году он знакомится со своей будущей женой — Зинаидой Николаевной Гиппиус и 11 июля делает ей предложение. Осенью 1888 г. Д. С. вместе с невестой...
    3. Волынский А. Л.: Символы (песни и поэмы)
    Входимость: 3. Размер: 14кб.
    Часть текста: некомпетентной массы создали вокруг молодого поэта разгоряченную атмосферу, почти такую же, какая выпадает на долю истинных и замечательных талантов... А молва разносила от края до края печальное известие о неизлечимом недуге, физических страданиях Надсона. Писатель с невыяснившимся призванием, с неглубокими и не всегда правдивыми настроениями вдруг оказался славным преемником традиций Пушкина, Лермонтова и Некрасова. Посыпались лавры, цветы, где-то сделана была Надсону шумная овация: взволнованная толпа, расступившись и рукоплескал, давала дорогу больному поэту, и, расходясь, восторженно повторяла знаменитые слова: "облетели цветы, догорели огни...". А тут еще приключилась в высшей степени импонирующая и романтически-обаятельная история: светская красавица с чудными глазами написала поэту золотым пером девяносто второй пробы ряд писем, полных грациозного кокетства, возвышенной любви и восторженных похвал, похвал без конца. Графиня Лида так и писала Надсону: "Вы должны жить, вы будете жить, вы обязаны жить, так как ваш талант необходим для людей, как необходимы для них свет, тепло, воздух, пение и музыка". Когда после смерти Надсона обнародована была переписка его с графиней Лидой, впечатление получилось головокружительное. Казалось, будто вся Россия была у ног поэта: лавры от разночинной интеллигенции, благоуханные цветы от нежно влюбленных светских красавиц. Признание демократических масс и признание тонкое, опьяняющее, аристократическое -- золотым пером на душистой...
    4. Брюсов В. Я.: Д. С. Мережковский как поэт
    Входимость: 2. Размер: 26кб.
    Часть текста: он -- поэт толпы, ее молочных забот, печалей и радостей, певец милосердия, заступник униженных и оскорбленных. В "Новых Стихотворениях" (1895 г.) он -- декадент, эстет, бодлерианец, поклонник Эдгара По, проповедник греха. В "Вечных Спутниках" (1899 г.) и "Юлиане Отступнике" (1899 г.) он -- язычник, испытывающий, несмотря на все оговорки, какую-то непобедимую брезгливость к христианству, к галилейству. В исследовании о "Толстом и Достоевском" (1900--2 г.) и в эпосе о "Петре и Алексее" (1905 г.) он дает самую убедительную проповедь христианства, какая когда-либо была написана на русском языке. В своих позднейших произведениях он выступает уже с суровой критикой религии, остановившейся на Христе, на одном только Втором Лике, не проходящей через, сквозь него к Духу. Нет, кажется, такой точки зрения, на которой не стоял бы Мережковский, нет такого философского мировоззрения, которого бы он не защищал со страстностью и убежденностью. Однажды Мережковский всенародно каялся в своих заблуждениях и словесно бичевал себя с аскетическим смирением. "Я теперь сознаю, -- писал он тогда, -- как близок был к Антихристу, какую страшную силу его притяжения испытал на себе, когда бредил о грядущем папе-кесаре, царе-священнике как предтече Христа-Грядущего. Но я благодарю Бога за то, что прошел этот соблазн до конца". Признание,...
    5. Гиппиус З. Н.: Дмитрий Мережковский. Часть первая. Глава 1
    Входимость: 2. Размер: 39кб.
    Часть текста: тяжелую работу -- эту запись. Хотя бы несколько слов написать. Продолжать буду после. Завтра -- или через год (е. б. ж., как прибавлял Толстой, начиная что-нибудь писать,-- в последние годы. "Если буду жив...") Все жены людей, более или менее замечательных, писали свои о них воспоминания, печатали письма. Последнего я бы не сделала, если б имела фактическую возможность. Я ее не имею -- почему -- скажу потом. Трудно мне и писать воспоминания, делаю это из чувства долга. Трудно по двум причинам: во-первых -- со дня смерти Дмитрия С. Мережковского прошло лишь около двух лет, а это для меня срок слишком короткий, тем более, что мне кажется, что это произошло вчера, или даже сегодня утром. Вторая причина: мы прожили с Д. С. Мережковским 52 года, не разлучаясь, со дня нашей свадьбы в Тифлисе, ни разу, ни на один день. Поэтому, говоря о нем, мне нужно будет говорить и о себе,-- о нас. Говорить же о себе мне в высшей степени неприятно -- было и есть. Те, кто читал мою книгу воспоминаний ...
    6. Маленькая Тереза
    Входимость: 2. Размер: 10кб.
    Часть текста: Как прошел шестнадцатый год жизни ее — последний год ожидания Кармеля, об этом не вспоминает Тереза в «Истории одной души», а может быть, не помнила уже и тогда, когда этот год проходил. Если бы стрела, пущенная из лука в цель, могла чувствовать то, что с ней происходит между двумя мигами — тем, когда она слетела с тетивы, и тем, когда вонзилась в цель, то чувствовала бы то же, что Тереза в этом году. Вместе вспоминает она о своем вступлении в Кармель и о начале смертельной болезни отца, может быть, потому, что эти два события не только одновременны, но и внутренне связаны, как причина и следствие. Точно говоря, было не одно, а четыре вступления в Кармель, четыре двери, в которые надо было ей войти, чтобы вступить в Кармель окончательно, заживо для мира и для отца умереть: через первую дверь входит она при вступлении в послушницы 9 апреля 1888 года; через вторую — при облачении в рясу, prise d'habit, 10 января 1890 года; через третью — давая обет 8 сентября 1890 года; и, наконец, через четвертую — при пострижении в монашество 24 сентября 1890 года. Входя в каждую из этих четырех дверей, надо ей переступать через лежащее на пороге тело убиваемого ею отца; каждый раз думает она, что он уже умер, и видит, с возрастающим ужасом, что все еще жив и, почти труп, влачится за ней от двери к двери. И это длится три года. «Эти три года кажутся мне самыми счастливыми и плодотворными в жизни моей». Страшное слово! 1 Что такое чудо святости, этого люди наших дней не знают или не хотят знать, а между тем чудо это в жизни св. Терезы Лизьеской совершилось перед...
    7. Биография (вариант 2)
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    Часть текста: "век суровый железа, денег и машин". В лирике преобладают мотивы тоски, усталости, одиночества. Легкий налет "гражданских" мотивов надсоновского типа смешивается с религиозной настроенностью ("Христос воскрес", "Часовой на посту"). Бледные образы, шаблонные рифмы оформляют вялые философствования на религиозные темы ("Вера", "Смерть"), сочетаясь с искусственностью тона, крикливостью патетики ("Сакья-Муни", "Moritori"). Книга М. "О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы" [1893] явилась первой попыткой русского символизма осознать себя как направление, имеющее определенные эстетические и религиозно-философские принципы. Намечая "три главных элемента нового искусства: мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности", Мережковский обрушивается на "утилитарный пошлый реализм" литературы революционной демократии 60-х гг. Упадок современной литературы он объясняет "тем упадком художественного вкуса, который,...
    8. Возвращение к природе (Драматическая сказка)
    Входимость: 1. Размер: 120кб.
    Часть текста: стране. [14] Внутренность высокой башни Перед открытым окном, в которое виднеется звездное небо, стоят Базилио и Шут. Базилио Неведомая творческая Сила Во всех мирах бесчисленных явленья В одну живую цепь объединила, И в цепи той небесные светила — Последние сверкающие звенья. Туда, туда, к ночному небосводу С несметными лампадными огнями Летит чрез все века, чрез всю природу Движение незримыми волнами, — Так зыбь от камня, брошенного в воду, Широкими расходится кругами. Все выше, выше к сумрачной лазури Возносится и детский слабый лепет, И гром лавин, и рев могучей бури, И над прудом плакучей ивы трепет. В безмолвных звездах будущее дремлет. Как в золотых клубках, в них скрыты нити Изменчивых, неведомых событий... ………………………………………. (Входит Вестник.) Вестник Поздравить я пришел, о царь самодержавный, Тебя с наследником твоей короны славной! Базилио Вели скорей коня седлать! Я к ним лечу, бегу обнять Младенца милого и мать. (Вестник уходит.) Но нет, о сердце, не за тем Сюда пришел я: глух и нем К земному счастию мудрец. Я не супруг, я не отец, Я здесь не счастлив, не люблю И радость в сердце подавлю. Во...
    9. Гиппиус З. Н.: Дмитрий Мережковский. Часть первая. Глава 2
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    Часть текста: г. была очень суровая и началась рано. На Военно-Грузинской дороге -- непрерывные обвалы, а так как в то время иного сообщенья с Закавказьем не было, то почта зачастую опаздывала на целую неделю. Тогда я получала сразу целый пакет писем от Д. С. Он не привык к запозданью и очень беспокоился, особенно когда в это время у меня был дифтерит. Несколько писем от него получила и мама -- более реального содержания, насчет того, как он думает устроиться со мною в Петербурге. Он вернулся туда раньше возвращенья отца и матери из Vichy. Но они не замедлили, и потом он рассказывал мне, да и мать его тоже, что пока она, больная, взбиралась на пятый этаж (они жили на Знаменской, 35, отец почему-то всегда предпочитал пятые этажи),-- он уже на лестнице рассказал ей все. И она, конечно, уж знала, какое тяжкое дело ей предстоит с отцом. Нужно было уговорить его дать несколько тысяч на обзаведение, и потом назначить ежемесячно минимальную сумму на прожиток. Не знаю, сколько времени длились переговоры, представляю себе, как они были тяжелы ей, совершенно в Vichy не поправившейся, но своего любимца Митю она все время утешала, что дело выйдет. Утром, как всегда, приходя к нему поздороваться, когда он лежал еще в постели, шутила...
    10. Волкогонова О. Д.: Мережковский, Дмитрий Сергеевич
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    Часть текста: В 90-е гг. М. сближается с редакцией ж. "Северный В.", вокруг к-рого формировалась группа символистов; М. становится одним из теоретиков рус. символизма. Путешествуя вместе с женой З. Н. Гиппиус по Италии и Греции, собирал материалы для трилогии "Христос и Антихрист", над к-рой работал 12 лет (1893—1905). В 1900—1902 печатал в "Мире искусства" одну из крупнейших своих работ "Толстой и Достоевский" (отд. изд. — СПб., 1901—1902). М. — один из организаторов (1901) Религ. -филос. об-ва, ставившего целью объединить интеллигенцию и церковь; полит. направленность собр. этого об-ва оказалась неугодной правительству, и они были запрещены в 1903 (после революции 1905 возобновились). Подготовил трилогию "Царство зла", посвященную судьбам России. В 1906—1914 М. и Гиппиус живут в Париже, иногда приезжая в Россию. Октябрьскую революцию принял резко враждебно. В конце декабря 1919 через Минск и Гомель нелегально эмигрировал с женой в Варшаву. В октябре 1920 переехал в Висбаден, с ноября 1920 жил в Париже. Умер в Париже. Написал значительное число произведений — художеств., критических и полит. Во всех произведениях неизменно касался мировоззренч. проблем, выражал свои филос. взгляды. На его миропонимание большое влияние оказали Ф. М. Достоевский и Вл. Соловьев. М. развивал концепцию "нового искусства", осн. элементами к-рой считал "мистическое содержание" и "символы". Во всякой эволюции он усматривал 3 момента: нерасчлененное интегральное единство противоположных начал, их дифференциацию и "совершенную интеграцию". В мире, считал он, имеются две бесконечности, верхняя и нижняя, дух и плоть, к-рые мистически тождественны. Окончательное единение двух бесконечностей приведет к истинной реализации христ....