• Приглашаем посетить наш сайт
    Набоков (nabokov-lit.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "LEONA"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Биографические записки о Мережковском январь-март 1920 года (Минск, Вильна) по материалам прессы. Лекция Д. С. Мережковского (Мицкевич, Польша и Россия)
    Входимость: 3. Размер: 8кб.
    2. Биографические записки о Мережковском январь-март 1920 года (Минск, Вильна) по материалам прессы. Вторая лекция Мережковского: Мицкевич, Польша и Россия
    Входимость: 1. Размер: 7кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Биографические записки о Мережковском январь-март 1920 года (Минск, Вильна) по материалам прессы. Лекция Д. С. Мережковского (Мицкевич, Польша и Россия)
    Входимость: 3. Размер: 8кб.
    Часть текста: прессы. Лекция Д. С. Мережковского (Мицкевич, Польша и Россия) Лекция Д. С. Мережковского (Мицкевич, Польша и Россия) 29-го февраля состоялась в Городском зале лекция Дмитрия Сергеевича Мережковского на тему "Мицкевич, Польша и Россия". Лекция эта носила литературно-публицистический характер. Прежде чем перейти к определению творчества Мицкевича и его отношения к русской культуре - Дмитрий Сергеевич высказал некоторые реальные мысли о реальной политике вообще. Главная ошибка реальной политики заключается в ея стремлении подчинить себе духовное начало, это обстоятельство влечет за собой целый ряд подчас непоправимых ошибок. Однако бывают в истории такие периоды и моменты, когда духовное начало должно проявить влияние на политику и подчинить ее себе. С этой точки зрения Д. С. Мережковский говорил об исторических судьбах России и Польши. Раздел - распятие Польши есть всемирное злодеяние, ответственность за которое падает не только на русское самодержавие; весь русский народ и, в особенности - русская интеллигенция отвечает за раздел Польши. Это историческое злодеяние должно быть искуплено: Польша должна быть возстановлена в границах 1772. (Слова эти были покрыты аплодисментами). Россия и Польша - родственные народы; эту мистическую родственную связь обоих народов глубоко понимал польский гений Мицкевич, завет котораго таков: мы не питаем ненависти к России, есть высшая точка соединения двух народов в христианской свободе. Чтобы узнать Польшу, надо заглянуть в лицо Мицкевича, ибо Польша светится светом своего величайшаго гения. Мицкевич не только поэт, но и пророк, со времени израильских пророков никто еще не взирал на жизнь с такой высоты, как Мицкевич. Его можно сравнить с Достоевским, но Мицкевич прозрачнее русскаго гения и видел...
    2. Биографические записки о Мережковском январь-март 1920 года (Минск, Вильна) по материалам прессы. Вторая лекция Мережковского: Мицкевич, Польша и Россия
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    Часть текста: пилигримства" 2 , статьи в "Трибуне народов" 3 , вещи, менее известные даже среди поляков, докладчик изучил, видно, досконально. Эпоху товианизма 4 в жизни Мицкевича, которую даже почитатели его считали закатом его гения, Мережковский поднял очень высоко. - Он говорил: "Счастлив народ, имеющий пророков! Счастливы поляки, имеющие Мицкевича! Он отражает в себе дух народа. У России нет такого пророка. Был бы им Достоевский, но он не был понят. Если бы польский народ исчез с лица земли, то "Пан Тадеуш" свидетельствовал бы о нем, о духе его, так, как Гомер свидетельствует о духе Эллады. Польше нанесено безмерное злодеяние разрывом живого тела, убийством ее. Польша была распята, но на Голгофе стояло три креста. Средний крест, Христов, означает все человечество, и ошибкой было бы уподоблять ему один народ. Мицкевич этой ошибки не сделал. Мицкевич ненавидел Россию и любил Россию. Понятно, почему ненавидел, но за что любил? Мицкевич дружил с Пушкиным. Если бы эта дружба длилась дольше, - может быть, судьбы Польши и России пошли бы другим путем. Польша была убита, но справедливость Божия воскресила ее. Она восстала из мертвых, - а Россия пала. Судьбы народов на чаше весов! Польша должна вернуться к прежним границам до 1772 г. (бурные аплодисменты в зале). Народы и нации стремятся к вольности, к свободе, но не получит ее тот, кто идет без Бога. - Россия отреклась от Бога, и впала в неволю, в деспотизм хуже царского. Идею христианства не одинаково приняли народы: романские приняли ее, как действие, германские протестантизм усвоили разумом, славянские же приняли идею христианства чувством и согласно...