• Приглашаем посетить наш сайт
    Майков (maykov.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1870"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Было и будет. Дневник 1910-1914. Земной Христос
    Входимость: 2. Размер: 19кб.
    2. Биографические записки о Мережковском январь-март 1920 года (Минск, Вильна) по материалам прессы. Русский литературный вечер
    Входимость: 2. Размер: 24кб.
    3. Святой Иоанн Креста. III. Что сделал Иоанн Креста? Глава 2. Между Иллюминатством и Церковью
    Входимость: 2. Размер: 4кб.
    4. Было и будет. Дневник 1910-1914. Св. Елена
    Входимость: 1. Размер: 33кб.
    5. В тихом омуте. Красная шапочка
    Входимость: 1. Размер: 16кб.
    6. Бенуа А.: Мережковские
    Входимость: 1. Размер: 30кб.
    7. Гроза прошла (драматические сцены).
    Входимость: 1. Размер: 20кб.
    8. Вечные спутники. Ибсен
    Входимость: 1. Размер: 73кб.
    9. Паскаль. Часть III. Что сделал Паскаль? Главы 8-15
    Входимость: 1. Размер: 30кб.
    10. Лютер. Часть II. Жизнь Лютера. Главы 21-30
    Входимость: 1. Размер: 84кб.
    11. Струве П. Б.: Спор с Д. С. Мережковским
    Входимость: 1. Размер: 33кб.
    12. Больная Россия. Когда воскреснет
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    13. Было и будет. Дневник 1910-1914. Религиозное народничество
    Входимость: 1. Размер: 29кб.
    14. Было и будет. Дневник 1910-1914. Два отречения
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    15. Лев Толстой и Достоевский. 1. Жизнь Л. Толстого и Достоевского. Седьмая глава
    Входимость: 1. Размер: 41кб.
    16. Невоенный дневник. 1914-1916. Поэт вечной женственности (Тургенев)
    Входимость: 1. Размер: 22кб.
    17. Невоенный дневник. 1914-1916. О религиозной лжи национализма
    Входимость: 1. Размер: 21кб.
    18. Не мир, но меч. Пророк русской революции. К юбилею Достоевского
    Входимость: 1. Размер: 106кб.
    19. Невоенный дневник. 1914-1916. Еще шаг грядущего Хама
    Входимость: 1. Размер: 20кб.
    20. Россия и большевизм. Тайна русской революции. Опыт социальной демонологии
    Входимость: 1. Размер: 140кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Было и будет. Дневник 1910-1914. Земной Христос
    Входимость: 2. Размер: 19кб.
    Часть текста: ХРИСТОС I <…> Что старообрядческий собор, на котором решалась судьба епископа Михаила, [49] прошел почти незамеченным, — слишком понятно в нынешнем обморочном состоянии русского общества. Судьбы «старой веры» связаны со всеми великими историческими судьбами России за три века. Никон [50] Алексей Михайлович, Петр I, отношение православия к самодержавию, русского Востока к европейскому Западу — все вплетено в этот живой, больной, кровавый узел. Да, три века носит Россия под сердцем своим эту боль. А нам скучно. «Предоставьте мертвым хоронить этих мертвецов» — вот наш единственный ответ на вопрос все же не мертвых, а живых людей. Вопросы религиозные вообще вне поля нашего зрения. Говорят, будто бы сейчас пробуждается внимание к ним. Что-то плохо верится. Разве только — в отдельных личностях, но не в обществе. По крайней мере, все попытки перенести религиозное внимание в область общественную доныне остаются бесплодными. Никто, конечно, не помнит, что именно сказано епископом Михаилом на старообрядческом соборе о какой-то «новой церкви», о каком-то новом «общественном христианстве», о...
    2. Биографические записки о Мережковском январь-март 1920 года (Минск, Вильна) по материалам прессы. Русский литературный вечер
    Входимость: 2. Размер: 24кб.
    Часть текста: Русский литературный вечер Русский литературный вечер (Д. С. Мережковский, З. Гиппиус, Д. Философов и В. Злобин) 27-го февраля состоялся в Городском зале русский литературный вечер с участием знаменитаго писателя Д. Мережковского, известной поэтессы Зин. Гиппиус, публициста писателя Д. Философова и молодого поэта В. Злобина. Вечер привлек многочисленную публику; зал был переполнен. Масса желающих не могла попасть на вечер. Вечер открылся краткой речью Д. Философова на тему: "Монгольский социализм большевиков". Оратор охарактеризовал русский коммунизм как поход против культурной Европы и осветил его восточную подоплеку; большевизм проникнут азиатским духом и недаром он окружен восточными легендами о нашествии китайцев, башкир и других племен желтой расы. Тяготение большевиков к востоку не случайное: они надеются лозунгом "самоопределение народов" всколыхнуть Азию и натравить ее на измученную европейскую культуру. Далее г. Философов говорил об опасности заключения мира с Советской Россией, ибо из этого мира, по его мнению, выйдет новая война. Оратор закончил свою речь следующими словами: "Бойтесь мира с таким врагом". Молодой поэт В. Злобин читал отрывки из "Петербургского дневника" Зинаиды Николаевны...
    3. Святой Иоанн Креста. III. Что сделал Иоанн Креста? Глава 2. Между Иллюминатством и Церковью
    Входимость: 2. Размер: 4кб.
    Часть текста: бесконечная покорность Церкви не помогла св. Иоанну Креста. Раза три или четыре, вероятно, доносили на него Инквизиции в Толедо, Валладолиде и Севилье, как на «еретика-иллюмината», alumbrados (Baruzi, 188. Вrunо, 407). Если бы он не умер, то его расстригли бы и выгнали из Братства, скажет о нем Диэго Еванжелиста через несколько месяцев после его смерти. И потом иезуиты будут доносить на него в течение тридцати лет, обличая в ереси. Большая часть «Темной Ночи» и «Восхождения на Кармель» уничтожена, если не самим Иоанном Креста, то Инквизицией, так же как вся переписка его с Терезой (Нооrn., 141). Добрых католиков удивила бы, вероятно, и эта переписка не меньше, чем книга его «О чудесах». «Не воля Божия творит чудеса» – этих слов достаточно было бы, чтобы отлучить его от Церкви, а может быть, и сжечь на костре так же, как и этих: «Думать, что сила молитвы зависит от каких-либо внешних условий (обрядов, ceremonias) – значит оскорблять Бога» (Baruzi, 240), или, другими словами: «Бога оскорбляет церковное Богослужение». В этом учении могли бы себя узнать испанские иллюминаты, так же как германские протестанты и французские кальвинисты. Правы были отчасти о. Тостадо и о. Дория, когда считали Иоанна Креста «мятежником» против Римской Церкви. «Наше учение не имеет ничего общего с ненавистным учением тех,...
    4. Было и будет. Дневник 1910-1914. Св. Елена
    Входимость: 1. Размер: 33кб.
    Часть текста: Дневник 1910-1914. Св. Елена Св. ЕЛЕНА I Юбилей 1812 года мы только что справили, а в 1915 году — столетняя годовщина Наполеонова плена. Литература о Наполеоне, без того уже огромная, в последние годы все разрастается. И не случайно: мы подводим итоги прошлому веку, а воплощение этого века — он. Понять его — значит понять прошлое. Но это не так-то легко. Сфинкс, не разгаданный до гроба — можно бы сказать о нем с бóльшим правом, чем об его сопернике, Александре I. Да, все еще сфинкс, все еще загадка, не только историческая, психологическая, нравственная, но и религиозная. «Краткое изображение мира», «существо демоническое» (т. е. божественное); «существо реальнейшее, ens realissimum», — по Гёте и Ницше. А по Л. Толстому — маленький великий человек, раздутое ничтожество. Между этими двумя крайними точками наш приговор колеблется, как стрелка весов. Кто это был? что это было? Не генерал, не консул, не император, а «человек», «l'homme» — называл его простой народ Франции. И если в этом названии есть правда, если мера Наполеона — «мера человеческая», то уж во всяком случае не...
    5. В тихом омуте. Красная шапочка
    Входимость: 1. Размер: 16кб.
    Часть текста: признания идеала государственной мощи». Этот идеал должен образовать «железный инвентарь нового политического и культурного сознания». Только государство и его мощь могут быть для настоящих патриотов путеводной звездой. Остальное — «блуждающие огни». Верховный закон государственной мощи для Струве определяется так: «Всякое слабое государство — добыча государства сильного». Надо есть других, чтобы не быть съеденным; народ народу — зверь. Этот закон природного, дочеловеческого, звериного бытия есть вместе с тем будто бы и верховный закон бытия государственного. Человек не зверь. Человек иногда не может не быть, но никогда не хочет быть зверем; не быть зверем и значит быть человеком. Уход от зверства и есть человечество. Так нам казалось; но вот оказывается, что все это революционная «романтика», «блуждающие огни», гнилые устои почти рухнувшей идеологии. Патриотизмом «великой России» должно отныне сделаться стремлением к новому, сознательному, оправданному культурному зверству, и это стремление должно образовать «железный», может быть, не только железный, но и кровавый «инвентарь нового культурного сознания» — почему же, однако, «нового», а не древнего? почему «культурного», а не варварского? Ведь именно безусловное принятие закона: слабый — добыча сильного, как...
    6. Бенуа А.: Мережковские
    Входимость: 1. Размер: 30кб.
    Часть текста: А. БЕНУА [1] МЕРЕЖКОВСКИЕ На елку домой мы не опоздали, но, если память нам обоим не изменяет, то поспели мы в последний момент. Праздник получился особенно радостный благодаря именно нашему приезду. Папа, не имевший вообще обыкновения явно выражать свои чувства, все же был видимо растроган. Катя, быть может, меньше (как-никак наш приезд прибавлял к ее домашним заботам новые), зато все шесть «Лансерят», и особенно оба старших, т. е. Женя и Коля, ставшие за последние годы нашими ближайшими друзьями, [2] каждый по-своему выражал восторг. С нашего приезда в дом (на нашей половине, но не замыкаясь от остального) возобновились приемы, иногда довольно многолюдные; старый наш рояль звучал не только под робкими упражнениями моих племянниц, но и под пальцами тогда еще вполне виртуозной Ати. [3] И уж с первого дня, после раздачи заграничных подарков, начались наши рассказы о всем виденном и пережитом. Папу особенно трогали мои впечатления от милой его сердцу Италии, в которой он прожил, будучи пенсионером Академии, целых пять лет, принадлежавших к самым счастливым в его жизни; Женю Лансере особенно воспламеняли мои описания средневековых соборов Майнца, Вормса, Страсбурга; но и братья Альбер, Люля-Леонтий и Миша, каждый имел о чем расспросить, каждый реагировал на свой лад на мои восторги, разглядывая кипы приобретенных мной фотографий и мои зарисовки в альбомах. Такие собрания в папином кабинете бывали почти каждый вечер, раза три в неделю ко мне приходили наши друзья — все те же верные: Нувель, Сомов, Бакст, Философов и Дягилев, и тогда наши собеседования, нередко очень возбужденные, происходили в моем кабинете у передней, и лишь к чаю группа молодежи выходила в столовую. Когда же мы созывали менее интимных знакомых, то под такие «рауты» предоставлялась и гостиная, где происходило угощение чаем, сластями и фруктами. Таких «раутов» за период между нашим возвращением и общим...
    7. Гроза прошла (драматические сцены).
    Входимость: 1. Размер: 20кб.
    Часть текста: , 7-летний сын Елены. Действие происходит в Петербурге. Между 2 и 3 действием проходит год, между 3 и 4–4 месяца. Действие первое Комната в дешевой квартире Калиновских. Посередине дверь в прихожую. Слева – в спальню хозяина. Направо – перед двумя окнами – письменный стол с беспорядочно разбросанными журналами, кипами бумаг и рукописями. Стеклянный шкаф с книгами и книги на полках. На столе портреты Добролюбова и Белинского. С противоположной стороны шифоньерка. Явление 1 Елена (входит в шляпе и кофточке). Марфа. Ах, голубушка Елена Сергеевна, да вы никак озябли? Боже упаси, еще ножки промочили?.. Елена. Нет, ничего, пожалуйста, не суетись… Марфа. Не хотите ли чайку? У меня готовый. Елена. Спасибо, няня. Ничего не надо. Только ради Бога смотри, чтобы сюда не вышел Игнатий Петрович. Я поскорей спрячу пакет (оглядываясь на двери спальни, Елена запирает в шкаф пакет с рукописью). Марфа. У барина вот уже полчаса доктор. Слушает грудь и градусник ставит. Елена. Гелленштерн? Марфа. Да. Важный: в карете приехал. Елена. Только бы муж не узнал, что рукопись опять не приняли. Марфа. Не приняли! Значит и за это денег не получим!.. Что же теперь будет,...
    8. Вечные спутники. Ибсен
    Входимость: 1. Размер: 73кб.
    Часть текста: зрители очень быстро превращаются или в пламенных врагов, или в столь же пламенных друзей поэта. Но не должно забывать, что, несмотря на нашу любовь или ненависть, Ибсен переживет нас и наш мгновенный суд. Имя его с каждым днем растет. Будем же осторожнее судить о нем. Попытаемся выяснить, кто он, и какое впечатление производит на нас, детей того века, который он дерзнул судить таким беспощадным судом. I Генрик Ибсен родился 20 марта 1828 года в Норвегии, в небольшом приморском городке Скиене.[98] Среди его предков мы встречаем целый ряд норвежских шкиперов и купцов — людей, закаленных в опасностях, суровых и энергичных, с примесью немецкой и шотландской крови. Когда мальчику не было еще и восьми лет, отцу его, сначала обладавшему довольно хорошим состоянием, внезапно пришлось ликвидировать свои дела, и единственное, что осталось у семьи, это — небольшое, порядком запущенное имение, усадьба Венстоб, лежавшая вблизи города. В ней семья Ибсена нашла убежище после крушения. Жизнь, которую она здесь вела, отличалась крайнею бедностью и уединением, что составляло резкий контраст в сравнении с прежним довольством. Вот первый опыт ребенка. Он почувствовал себя сразу выброшенным из колеи. В одном из юношеских стихотворений Ибсен уже говорит о себе, как об отверженном, как о «неприглашенном в гости на пышный пир...
    9. Паскаль. Часть III. Что сделал Паскаль? Главы 8-15
    Входимость: 1. Размер: 30кб.
    Часть текста: что нет ничего более противного нашему разуму, чем то, что грех первого человека сделал виновным всех, кто, будучи так далек от него, казалось бы, не мог в нем участвовать. Это кажется нам не только невозможным, но и несправедливым… А между тем узел всех наших судеб завязан… именно в этой бездне так, что человек еще более непостижим без этой тайны, чем сама она непостижима для человека». [323] Самый темный и таинственный узел человеческих судеб заключается в неразрешимом для человека противоречии между бесконечною волею к счастию и столь же бесконечною невозможностью счастия. «Человек, вопреки всем своим страданиям, хочет быть счастливым и не может не хотеть». [324] «Жажда счастия есть причина всех человеческих действий, даже и тогда, когда человек идет вешаться… О чем же нам говорит эта бессильная жажда, как не о том, что человек был некогда действительно счастлив и что теперь осталась у него от этого счастия только пустота… ненаполнимая ничем, кроме содержания бесконечного — т. е. Бога?» [325] «Если человек создан не для Бога, то почему же он счастлив только в Боге? Если человек создан для Бога, то почему он противится Богу?» «Вся природа такова, что всюду на ней видны знаки потерянного Бога». [326] «В странную, для...
    10. Лютер. Часть II. Жизнь Лютера. Главы 21-30
    Входимость: 1. Размер: 84кб.
    Часть текста: орлом на груди и на желтом знамени, предшествовал ему на коне; множество рыцарей следовало за ним. Более двух тысяч граждан собралось на пути. Люди выглядывали из окон и теснились на крышах домов. «Так вступил в Вормс великий ересиарх. Столь почетной встречи не был удостоен сам Император». «С нами Бог!» — воскликнул Лютер, вылезши из телеги и оглянув толпу демоническими глазами своими. Одни считают его сумасшедшим, другие — бесноватым, но есть и такие, которые видят в нем «избранный сосуд Божий», доносил в Рим папский легат. [320] В окнах книжных лавок можно было видеть портрет Лютера, с голубем Духа Святого, нисходящим на голову его и с окружавшим ее, как на иконах, сиянием. [321] На следующий день, в четыре часа пополудни, маршал императора вместе с глашатаем пришли к нему в гостиницу и повели его в епископский дворец, где происходили собрания Диэты. Улицы запрудила такая толпа, что его должны были вести обходным путем, по задворкам и садам Мальтийских рыцарей. Около часу прождал он перед входом в палату собрания. «Ох, монашек, монашек, — говорил ему, ласково похлопывая по плечу, один из тогдашних знаменитых военачальников, Георг Фрундсберг (Frundsberg), — ты в такую переделку попадешь, какой никто из нас и в самых кровавых боях не видывал!» [322] В шесть часов маршал взял Лютера в палату, где находились император, шесть князей-избирателей, двадцать четыре герцога, семь посланников, в том числе от Англии и Франции, множество епископов, князей, графов, баронов — всего двести ...