• Приглашаем посетить наш сайт
    Дмитриев (dmitriev.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1902"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Сидорова C., Cурис Л.: Дмитрий Сергеевич Мережковский (хронология)
    Входимость: 4. Размер: 32кб.
    2. Михайловский Н. К.: О Достоевском и г. Мережковском
    Входимость: 4. Размер: 64кб.
    3. Гиппиус З. Н.: Дмитрий Мережковский. Часть первая. Глава 3. Первый Петербург. Страница IV
    Входимость: 4. Размер: 45кб.
    4. Новый Вавилон
    Входимость: 3. Размер: 22кб.
    5. Розанов В. В.: Среди иноязычных (Д. С. Мережковский)
    Входимость: 3. Размер: 61кб.
    6. Венгеров С. А.: Мережковский Д. С.
    Входимость: 3. Размер: 14кб.
    7. Белый А.: Луг зеленый. Апокалипсис в русской поэзии
    Входимость: 3. Размер: 38кб.
    8. Иисус неизвестный. Том первый. Часть I. Неизвестное Евангелие. Глава 1. Был ли Христос?
    Входимость: 3. Размер: 64кб.
    9. Розанов В. В.: О Мережковском
    Входимость: 2. Размер: 13кб.
    10. Зеньковский В.: Мережковский, его идеи
    Входимость: 2. Размер: 10кб.
    11. Белый А.: Начало века (отрывки)
    Входимость: 2. Размер: 74кб.
    12. Не мир, но меч. Чехов и Горький
    Входимость: 2. Размер: 119кб.
    13. Волкогонова О. Д.: Мережковский, Дмитрий Сергеевич
    Входимость: 2. Размер: 5кб.
    14. Смерть богов. Юлиан Отступник. Примечания
    Входимость: 2. Размер: 68кб.
    15. Брюсов В. Я.: Д. С. Мережковский как поэт
    Входимость: 2. Размер: 26кб.
    16. Паскаль. Часть II. Жизнь Паскаля. Главы 21-29
    Входимость: 1. Размер: 45кб.
    17. Наполеон. Том первый. Наполеон – человек. Работник
    Входимость: 1. Размер: 30кб.
    18. Иисус неизвестный. Том второй. Часть I. Служение Господне. Глава 3. Блаженства
    Входимость: 1. Размер: 56кб.
    19. Михайловский Н. К.: О г. Розанове, его великих открытиях, его маханальности и философической порнографии. - Несколько слов о г. Мережковском и Л. Толстом
    Входимость: 1. Размер: 67кб.
    20. Иисус неизвестный. Том первый. Часть II. Жизнь Иисуса Неизвестного. Глава 10. Его Лицо (в Евангелии)
    Входимость: 1. Размер: 33кб.
    21. Франциск Ассизский. Часть II. Жизнь Франциска. Главы LI-LX
    Входимость: 1. Размер: 27кб.
    22. Россия и большевизм. Наш путь в Россию. Непримиримость или соглашательство?
    Входимость: 1. Размер: 66кб.
    23. Ильин В.: Памяти Димитрия Сергеевича Мережковского (1865–1941)
    Входимость: 1. Размер: 31кб.
    24. Молитва о крыльях
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    25. Иисус неизвестный. Том второй. Часть II. Страсти Господни. Глава 11. Воскрес
    Входимость: 1. Размер: 43кб.
    26. Соколов А. Г.: Мережковский Д. С. - биобиблиографическая справка
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    27. Данте. Жизнь Данте. Глава XIV. Данте-изгнанник
    Входимость: 1. Размер: 35кб.
    28. Из переписки Ходасевича В. Ф. с Мережковскими. Ходасевич В. Ф. - Гиппиус З. Н. (1926-1931)
    Входимость: 1. Размер: 48кб.
    29. Паскаль. Часть I. Паскаль и мы. Паскаль и реформа
    Входимость: 1. Размер: 34кб.
    30. Мережковский - Батюшкову Ф. Д. 29 августа 1912 г
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    31. Жуков В. Н.: Третий Завет Дмитрия Мережковского
    Входимость: 1. Размер: 24кб.
    32. Франциск Ассизский. Часть II. Жизнь Франциска. Главы I-X
    Входимость: 1. Размер: 24кб.
    33. Алданов М. А.: Д. С. Мережковский (Некролог)
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    34. Белый А.: Луг зеленый. Бальмонт
    Входимость: 1. Размер: 24кб.
    35. Жанна д'Арк. Часть I. Св. Жанна и третье царство духа. Главы I-X
    Входимость: 1. Размер: 33кб.
    36. Биография (вариант 2)
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    37. Минский Н. М.: Абсолютная реакция (Леонид Андреев и Мережковский)
    Входимость: 1. Размер: 66кб.
    38. Иисус неизвестный. Том первый. Часть I. Неизвестное Евангелие. Глава 5. По ту сторону Евангелия
    Входимость: 1. Размер: 51кб.
    39. Данте. Жизнь Данте. Глава IV. Пожираемое сердце
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    40. Павел. Августин. Часть I. Павел. Главы XLI-L
    Входимость: 1. Размер: 28кб.
    41. Наполеон. Том первый. Наполеон – человек. Человек из Атлантиды
    Входимость: 1. Размер: 44кб.
    42. Бессонов Б. Н.: Дмитрий Сергеевич Мережковский
    Входимость: 1. Размер: 16кб.
    43. Бахрах А.: Померкший спутник
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    44. Тайна Запада. Атлантида-Европа. Часть II. Боги Атлантиды. Глава 14. К Иисусу неизвестному
    Входимость: 1. Размер: 45кб.
    45. Франциск Ассизский. Часть II. Жизнь Франциска. Главы LXXI-LXXX
    Входимость: 1. Размер: 29кб.
    46. Цетлин Мих.: Д. С. Мережковский (1865–1941)
    Входимость: 1. Размер: 22кб.
    47. Белый А.: Луг зеленый. Мережковский
    Входимость: 1. Размер: 25кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Сидорова C., Cурис Л.: Дмитрий Сергеевич Мережковский (хронология)
    Входимость: 4. Размер: 32кб.
    Часть текста: с секретарем «Отечественных записок» А. И. Плещеевым. В 1881 г. состоялась публикация его первого стихотворения в сборнике «Отклик». В 1884 г. Мережковский становится студентом историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета, увлекается позивитизмом и толстовством, путешествует по России. Весной 1885 г. писатель посещает смертельно больного Надсона, знакомится с И. Е. Репиным и передвижниками. Весной 1888 г. Мережковский успешно заканчивает университет и отправляется в путешествие по Кавказу с Н. Минским. В этом же году он знакомится со своей будущей женой — Зинаидой Николаевной Гиппиус и 11 июля делает ей предложение. Осенью 1888 г. Д. С. вместе с невестой открывает литературные вечера, где бывают К. М. Фофанов, А. И. Плещеев, А. Волынский, Н. М. Минский, появляется никому еще не известный Ф. Сологуб. В 1888 г. в Петербурге выходит первая книга Мережковского «Стихотворения (1883–1987)». 8 января 1889 года Мережковский и Гиппиус венчаются в Тифлисе. После свадьбы супруги поселились в Петербурге. В их квартире постоянно собирается цвет интеллигенции Санкт-Петербурга. Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус становятся друг для друга поддержкой и опорой на 52 года, которые они прожили никогда не разлучаясь, постоянно находясь в духовном общении, и стали при этом двумя крупными писателями, поэтами, мыслителями. Каждый из них оставил после себя свое оригинальное литературное наследие. Летом 1890 г. писатель начинает работу над романом «Юлиан Отступник». С 1891 по 1895 г. писатель много работает, изучает исторические материалы, осмысливает явления мировой культуры. В эти годы Дмитрий Мережковский...
    2. Михайловский Н. К.: О Достоевском и г. Мережковском
    Входимость: 4. Размер: 64кб.
    Часть текста: с братом Алешей есть, между прочим, одно интересное место: "Ведь русские мальчики как до сих пор орудуют? Иные то есть? -- говорит Иван. -- Вот, например, здешний вонючий трактир, вот они и сходятся, засели в угол. Всю жизнь прежде не знали друг друга, а выйдут из трактира, сорок лет не будут знать друг друга, ну и что ж, о чем они будут рассуждать, пока поймали минутку в трактире-то? О мировых вопросах, не иначе: есть ли Бог, есть ли бессмертие? А которые в Бога не веруют, ну те о социализме или анархизме заговорят, о переделке всего человечества по новому штату, так ведь это один же черт выйдет, все те же вопросы, только с другого конца. И множество, множество самых оригинальных русских мальчиков только и делают, что о вековечных вопросах говорят у нас в наше время". Алеша соглашается с этим. "Да,-- говорит он,-- настоящим русским вопросы о том: есть ли Бог, есть ли бессмертие, или, вот как ты говоришь, вопросы с другого конца, конечно, первые вопросы и прежде всего, да так и надо" 1 . Надо заметить, что Иван Карамазов вполне сочувствует "русским мальчикам", сам себя к ним причисляет и противопоставляет им "стариков", которые "теперь (в конце 70-х годов) все полезли вдруг практическими вопросами заниматься". Оставляя в стороне "русских мальчиков" или "молодую Россию", как их тут же называет Иван Карамазов, следует заметить, что самого...
    3. Гиппиус З. Н.: Дмитрий Мережковский. Часть первая. Глава 3. Первый Петербург. Страница IV
    Входимость: 4. Размер: 45кб.
    Часть текста: только, а мировой, находит живые силы. "Дело совести и высшей свободы... составляет для них святыню... Есть много оснований думать, что в таких людях, теперь неверующих, скрыт особый тип благочестия и служения". "Великий сан человека, право быть человеком, сказывается в интеллигенции как способность к мучению над общечеловеческими вопросами -- чуждыми Церкви. От этих вопросов она не отречется, даже если б от них отказалась вся Европа..." О русской интеллигенции Тернавцев, однако, заметил, тоже очень знаменательно: "Всеобщая историческая гибель открывается для них (людей интеллигенции) с возрастающей ясностью. И люди эти переживают тяжелый нравственный кризис... Это не вырождение, так как жажда высшей жизни в них остается, но... кризис глубок. ... В самой интеллигенции должен произойти мучительный, теперь пока еле обрисовывающийся, разрыв: она должна будет расколоться..." Несмотря на все смелые истины, которые Тернавцев высказал Церкви, он вопрошал именно ее, он был в ее лоне, верил в нее (может быть, потому и мог так остро ей правду высказывать) и, к замечанию, что об обращении интеллигенции можно говорить только в целом (обращение хотя бы множества отдельных лиц не решит ничего), а это возможно, только если Церковь ответит на указанные запросы,-- он прибавил горестно: "Дать ответ Церковь... должна. Может ли статься, что вопросы действительные, роковые -- есть, и нет отвечающего?" Закончил же он свой доклад, прочитанный с тем подъемом, какой был ему свойственен (атмосфера в зале была напряженная), резюмировав его с необычайной ясностью: "Положение русского благочестия (т. ...
    4. Новый Вавилон
    Входимость: 3. Размер: 22кб.
    Часть текста: не дальше VIII века до Р. X., теперь мы имеем подлинные документы четвертого тысячелетия до Р. X., и чем дальше подвигаемся мы в глубь веков, тем самобытнее и величавее кажется нам вавилонская культура, -- и тем очевиднее для нас ее влияние на развитие всемирно-исторических начал. "Два мировоззрения борются в области исторической культуры от ее начала и до наших дней, -- говорит один ученый-ассириолог, -- старо-вавилонское, которое господствует до конца средних веков, и современное, естественнонаучное, корни которого лежат в греческой философии". Эллинизм -- это та форма кристаллизации греческого духа, которая всего больше повлияла на последующую историю развития человечества; она -- слияние античного язычества с кончающим свою местную историю Востоком, -- преображенным в учении Христа. Вавилон влился в Европу и дожил до наших дней. Потерянный рай, первородный грех, культ светил небесных, -- все это истинно "вавилонские" идеи, чуждые гению древних эллинов. Современные представители "естественнонаучного" мышления, так же как и представители исторического христианства, думают, что эти темы давно потеряли свой вопросительный характер. Первые ввели таинственные загадки бытия и творения в цепь эмпирических причин и следствий, вторые -- отмели их от себя и только терпят их существование, снисходят к ним, как к проявлениям погрязшей в первородном грехе твари, проявлениям, чуждым Бога и его святости. А загадки, назло и физиологам, и аскетам, живут, человечество не может отвернуть лица своего от сфинкса и по-прежнему с мукой...
    5. Розанов В. В.: Среди иноязычных (Д. С. Мережковский)
    Входимость: 3. Размер: 61кб.
    Часть текста: Мережковский)   Не без внутреннего стеснения, и имея в виду лишь пользу дела, -- я согласился на предложение г-на редактора "Н. Пути" дать в перепечатку настоящую статью свою, уже напечатанную в No 7--8 "Мира Искусства". По его специальным задачам и содержанию, последний журнал вовсе не читается нашим духовенством; между тем статья эта, будучи, конечно, обращена вообще к русскому обществу, в частности "просит рассудить" гг. духовных положение вещей, ход спора, силу тезисов, к ним обращенных Д. С. Мережковским. -- "Несмотря наобилие речей г-на Мережковского, я не ясно понимаю" или "не понимаю вовсе, что он говорит", или "чего он хочет": так заявляли не раз (напр., M. A. Новоселов) в религиозно-философских собраниях. Ну, вот как бы в ответ на эти недоумения, и перепечатывается эта статья в "Нов. Пути", который уже читается всеми участниками и гостями религиозно-философских собраний, да и вообще обильно читается духовенством. В. Р. Года три назад, на видном месте газет печаталось о трагическом происшествии, имевшем место в Петербурге. Англичанин со средствами и образованием, но не знавший русского языка, потерял ...
    6. Венгеров С. А.: Мережковский Д. С.
    Входимость: 3. Размер: 14кб.
    Часть текста: видное место в дворцовом ведомстве. Окончил курс на историко-филологическом факультете спб. университета. Уже в 15 лет помещал стихи в разных изданиях. Первый сборник стихотворений М. появился в 1888 г., второй, "Символы", в 1892 г. (СПб.). Очень много М. переводит с греческого и латинского: в "Вестнике Европы" 90-х гг. напечатан ряд его стихотворных переводов трагедий Эсхила, Софокла и Еврипида. Отдельно вышли "Дафнис и Хлоя" Лонга (СПб., 1896). М. часто выступает и со статьями критического характера: в "Северном Вестнике", "Русском Обозрении", "Труде" и др. напечатаны его этюды о Достоевском, Пушкине, Майкове, Короленко, Кальдероне, французских неоромантиках, Ибсене и др. В 1893 г. издана им книга "О причинах упадка современной русской литературы". В "Северном Вестнике" 1895 г. М. с большим успехом дебютировал на поприще исторического романа "Отверженным" (отд. СПб., 1895). Отличительные черты разнообразной и плодовитой деятельности М. -- преобладание головной надуманности над непосредственным чувством. Обладая обширным литературным образованием и усердно следя за европейским...
    7. Белый А.: Луг зеленый. Апокалипсис в русской поэзии
    Входимость: 3. Размер: 38кб.
    Часть текста: единства, -- как различие складок все той же ткани, все тем же оформленной. Сорвана вуаль с мира, -- и эти фабрики, люди, растения исчезнут; мир, как спящая красавица, проснется к цельности, тряхнет жемчуговым кокошником; лик вспыхнет зарею; глаза, как лазурь; ланиты, как снеговые тучки; уста -- огонь. Встанет -- засмеется красавица. Черные тучи, занавесившие ее, будут пробиты ее лучами; они вспыхнут огнем и кровью: обозначится на них очертание дракона: вот побежденный красный дракон будет рассеян среди чистого неба.  II Стояла весна 1900 года. Темное крыло грядущего затенило дни, и в душе поднялись тревожные сновидения. Человечеству открылся единственный путь. Возник контур религии будущего. Пронеслось дыхание Вечной Жены. Лекция Соловьева "О конце всемирной истории" поразила громом 2 . Но великий мистик был прав. Помню его с бездонно устремленными очами, с волосами, разметавшимися по плечам, иронически-спокойного с виду, задумчивого, повитого тучей огня. Резко, отчетливо вырывались слова его брызгами молний, и молнии пронзили будущее; и сердце пленялось тайной сладостью, когда он уютно склонял над рукописью свой лик библейского пророка; и картина за картиной вставали среди тумана, занавесившего будущее. Обозначился ряд ледяных пиков, крутых снегоблещущих гор, по которым мы должны будем пройти, чтобы не свалиться в пропасть. А из черных провалов взвивался дым туч; лучи солнца, обливая тучи кровью, являли в дымах грядущий лик воспламененного яростью дракона. Но с бессмертных высот платонизма и шеллингианства Соловьев увидел розовую...
    8. Иисус неизвестный. Том первый. Часть I. Неизвестное Евангелие. Глава 1. Был ли Христос?
    Входимость: 3. Размер: 64кб.
    Часть текста: по крайней мере, в тайне совести; и все тотчас поймут, что речь идет здесь не об одной из человеческих книг, ни даже о единственной, Божественной, ни даже о всем Новом Завете, а только о Евангелии.   II "О, чудо чудес, удивление бесконечное! Ничего нельзя сказать, ничего помыслить нельзя, что превзошло бы Евангелие; в мире нет ничего, с чем можно бы его сравнить" 1 . Это говорит великий гностик II века, Маркион, а вот что говорит средний католик-иезуит XX века: "Евангелие стоит не рядом, ни даже выше всех человеческих книг, а вне их: оно совсем иной природы" 2 . Да, иной: книга эта отличается от всех других книг больше, чем от всех других металлов -- радий, или от всех других огней -- молния, как бы даже и не "Книга" вовсе, а то, для чего у нас нет имени.   III Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа. В русском переводе. Санкт-Петербург 1890 Маленькая, в 32-ю долю листа, в черном кожаном переплете, книжечка, 626 страниц, в два столбца мелкой печати. Судя по надписи пером на предзаглавном листке: "1902", она у меня, до нынешнего 1932 года, -- 30 лет. Я ее читаю каждый день, и буду читать, пока видят глаза, при всех, от солнца и сердца идущих светах, в самые яркие дни и в самые темные ночи; счастливый и несчастный, больной и здоровый, верующий и неверующий, чувствующий и бесчувственный. И кажется, всегда читаю новое,...
    9. Розанов В. В.: О Мережковском
    Входимость: 2. Размер: 13кб.
    Часть текста: "Скорпион". Москва, 1902. Книжка содержит больше, чем обещает заглавие. Сверх заглавной новеллы, в нее входит другая такая же: "Наука любви", далее - хроника XVI века "Микель-Анджело" и "Святой Сатир", флорентийская легенда Анатоля Франса, с мастерством переданная на русский язык автором классического перевода "Дафниса и Хлои". Уже с давнего времени г. Мережковский насаждает в России маленькие сады Адониса, или, что то же, пытается пробудить какой возможно "Renaissance" эллино-римского мира среди степей Московии и Скифии. Одно можно отметить, что чем старше становится автор, тем спокойнее, увереннее, а главное - сложнее он работает, перестав, например, относится к христианству с той поверхностною отрицательностью и глумлением, какие неприятно поражали читателя в его "Юлиане Отступнике". Нельзя и сравнивать стиль или слог его теперешних писаний, ровный и твердый, с тем нервно-приподнятым, бессильно надтреснутым стилем, каким написаны многие из его страниц начала девяностых годов. Мальчик вырастает в...
    10. Зеньковский В.: Мережковский, его идеи
    Входимость: 2. Размер: 10кб.
    Часть текста: Широкое образование, постоянно им наполняемое, делало из него, правда, не ученого, а только дилетанта, но дилетанта высокого качества: Мережковский перечел и изучил бесконечно много книг и специальных исследований, всюду, однако, беря то, что ему нужно, что соответствует его темам. Одна из лучших книг, написанных им, носит характерное заглавие «Вечные Спутники», — здесь собраны его превосходные, часто тончайшие старые этюды о «вечных спутниках», о мировых гениях в области литературы. Мережковский действительно всегда обращен к этим «вечным спутникам», но он остается при этом всегда самим собой, — и именно это и мешает ему быть тем, чем ему очень хочется быть, мешает ему быть настоящим историком. Во всех своих книгах, в которых так много настоящих bons mots, удачнейших формул, он всегда заслоняет собой того, о ком он пишет. Мышление Мережковского движется в антитезах, в острых противопоставлениях, — но главная его тема определяется религиозным противлением «историческому» христианству. Мережковский чувствует в себе «новое» религиозное сознание, так как в его душе христианство уживается с влечением к античности, к античной культуре. Если Розанов критиковал «историческое» христианство во имя Ветхого Завета, то Мережковский исходит из противопоставления христианства и античности. К этому противопоставлению Мережковский сводит все трудности «исторического христианства», но под влиянием Вл. Соловьева у него позже присоединяется еще искание «христианской общественности». По мысли...