• Приглашаем посетить наш сайт
    Гончаров (goncharov.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1991"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Каменский А. Б.: Реформы и их жертвы. Страница II
    Входимость: 4. Размер: 48кб.
    2. Лавринец П.: Мережковский, Гиппиус, Философов - три Виленских интервью
    Входимость: 3. Размер: 18кб.
    3. Бессонов Б. Н.: Дмитрий Сергеевич Мережковский
    Входимость: 2. Размер: 16кб.
    4. Богомолов Н.: У истоков символизма
    Входимость: 1. Размер: 21кб.
    5. Из переписки Ходасевича В. Ф. с Мережковскими. Ходасевич В. Ф. - Гиппиус З. Н. (1926-1931)
    Входимость: 1. Размер: 48кб.
    6. Ляшенко Л. М.: "…В том смысл стоянья на Сенатской"
    Входимость: 1. Размер: 56кб.
    7. Пильд Л.: "Наполеон" Д. Мережковского: право на историoсофию
    Входимость: 1. Размер: 26кб.
    8. Кириллова О.: Дмитрий Сергеевич Мережковский - русский символист между религиозным и эстетическим
    Входимость: 1. Размер: 18кб.
    9. Из переписки Ходасевича В. Ф. с Мережковскими. Мережковский Д. С. - Ходасевичу В. Ф. (1926-1927)
    Входимость: 1. Размер: 54кб.
    10. Каменский А. Б.: Реформы и их жертвы.
    Входимость: 1. Размер: 45кб.
    11. Смерть богов. Юлиан Отступник. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 68кб.
    12. Каменский А. Б.: Реформы и их жертвы. Страница III
    Входимость: 1. Размер: 53кб.
    13. Жуков В. Н.: Третий Завет Дмитрия Мережковского
    Входимость: 1. Размер: 24кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Каменский А. Б.: Реформы и их жертвы. Страница II
    Входимость: 4. Размер: 48кб.
    Часть текста: стали называть «русской баней») делало их более чистоплотными, чем их западноевропейские современники раннего Нового времени, но по разнообразию предметов, использовавшихся в быту русскими и западными европейцами даже в XVII в. (мебель, посуда и пр.), Россия вроде бы была позади. Стоит ли на этом основании делать вывод об «отставании» Запада от России или России от Запада? [23] Другое дело, что особенности социально-политического устройства России на протяжении ряда столетий были таковы, что власть по большей части вынуждена была ориентироваться не на реформы, а на сохранение существующего положения дел и потому если и проводила реформы, то преимущественно минимальные, в то время как «нормальным» состоянием общества следует, видимо, считать постоянный процесс умеренного реформирования, являющийся своевременной реакцией власти на вызовы времени и избавляющий от необходимости прибегать к реформам радикальным. Однако подобная ситуация характерна лишь для современного общества. В Средние века и в раннее Новое время не только в...
    2. Лавринец П.: Мережковский, Гиппиус, Философов - три Виленских интервью
    Входимость: 3. Размер: 18кб.
    Часть текста: [1] они выезжали 24 декабря 1919 г. «Серапион» в недалеком будущем Михаил Слонимский провожал их и рассказывал Корнею Чуковскому, что отъезд был «сплошное страдание». Толпа разделила и отнесла их к разным вагонам, в давке терялись чемоданы, до последнего мгновенья не могли попасть в поезд, хоть Мережковский и кричал: «Я член совета… Я из Смольного!» [2]. Мучения продолжились в самой поездке. «Трое суток от Петербурга до Х. - сплошной бред, - писал Мережковский. - Налеты чрезвычайки, допросы, аресты, пьянство, песни, ругань, споры, почти драки из-за мест, духота, тьма, вонь, ощущение ползающих по телу насекомых...» Не доехав до Гомеля, сошли в обозначенном Мережковским как «Х.» Жлобине. С трудом найдя проводников, обобранные, усталые и больные, «глухими лесными дорогами, а иногда и совсем без дорог, целиною по снежному насту» [3] двинулись к Березине, за которой на несколько месяцев замер польско-советского фронт. Фронт, а не граница: ее возрождающаяся Польши устанавливала не за столами переговоров, а на полях сражений, и неверно писать, как то делают, к примеру, то ли Константин Азадовский, то ли Александр Лавров, будто беглецы «нелегально перешли польскую границу» [4]. Другое дело, что фронт был действительно границей, разделявшей два строя, две цивилизации. За «чертой заповедной, отделяющей тот ...
    3. Бессонов Б. Н.: Дмитрий Сергеевич Мережковский
    Входимость: 2. Размер: 16кб.
    Часть текста: Иванович в царствование Александра II был одним из столоначальников в придворной конторе. Мать – Варвара Васильевна Чеснокова – дочь петербургского полицейского чиновника. В семье было 9 детей: 6 братьев и 3 сестры. Дмитрий был последним – девятым – ребенком. Самые близкие отношения в детстве у Дмитрия Сергеевича были с матерью. Любовь к ней он пронес через всю свою жизнь. И все же в целом детство Дмитрия Сергеевича, по его собственному признанию, не было счастливым. Познал я негу безотчетных грез, Познал я грусть – чуть вышел из пеленок. Рождало все мучительный вопрос В душе моей; запуганный ребенок, Всегда один, в холодном доме рос Я без любви, угрюмый, как волчонок, Боясь лица и голоса людей, Дичился братьев, бегал от гостей… («Старинные октавы») В 3-ей Петербургской гимназии, в которой Дмитрий Сергеевич начал учиться, атмосфера его также не радовала. «То был конец семидесятых и начало восьмидесятых годов, - самое глухое время классицизма: никакого воспитания, только убийственная зубрежка и выправка». Тем не менее, именно в гимназические годы он влюбился в классический мир Древней Греции и Рима и выучил древние языки. Зачитывался также стихами Пушкина, Лермонтова, Майкова, Тютчева. Свои первые стихи Дмитрий Сергеевич написал в 13 лет. Отцу они понравились, и он повез сына к Ф. М. Достоевскому. Писатель, познакомившись с первым поэтическим опытом Дмитрия Сергеевича, сказал «Слабо, плохо, никуда не годится. Чтоб хорошо писать, страдать надо; страдать!» В 1880 году Дмитрий Сергеевич познакомился с поэтом С. Я. Надсоном. Надсоновские мотивы увядания и смерти оказали большое влияние на раннюю лирику Мережковского. В 1881 году Дмитрий Сергеевич поступает на историко-филологический факультет Петербургского Университета. В университете он увлекается идеями философов-позитивистов: О. Конта, Дж. Ст. Милля, Г. Спенсера ...
    4. Богомолов Н.: У истоков символизма
    Входимость: 1. Размер: 21кб.
    Часть текста: для культурного сознания конца века девятнадцатого оно было вполне реальным фактом, рассматривавшимся как совершенно естественный. Это касается не только критиков, но и, по всей видимости, самого Мережковского, который, безусловно ориентируясь на Пушкина, в то же самое время свободно вводит в повествование и явные отсылки к Лермонтову. Но все же пушкинское начало в поэме гораздо отчетливее. Семистрочная строфа, специально придуманная автором, является явным дериватом октав «Домика в Коломне», но совершенно особое значение имеет соотнесенность текста с «Евгением Онегиным», доходящая до очевидного цитирования. Видимо, именно обилие отсылок к пушкинскому тексту заставило комментатора недавнего образцового издания поэзии Мережковского К. А. Кумпан отказаться от перечисления их. Не будем этого делать и мы, ограничившись констатацией очевидного и, вне всяких сомнений, осознанного самим автором. Вместе с тем, есть в первой части поэмы одно место, которое заставляет говорить, что ориентация на пушкинское начало являлась для Мережковского не столько желанием напомнить о великом предшественнике (как то было в пушкинианском введении в поэму), сколько аргументом во внутрилитературной борьбе, закончившейся, в конце концов, торжеством символизма. Конечно, мы присутствуем лишь при ее начале, но и здесь совпадения представляются довольно очевидными, чтобы учитывать этот незаурядный текст как памятник истории если не символизма в собственном смысле этого слова, то по крайней мере пре(д)символизма. Итак, в первой главе поэмы речь идет об университетских интересах одного из двух главных героев — Сергея Забелина, в котором, безусловно, отразились многие биографические и духовные черты самого автора. Разочарование в той науке,...
    5. Из переписки Ходасевича В. Ф. с Мережковскими. Ходасевич В. Ф. - Гиппиус З. Н. (1926-1931)
    Входимость: 1. Размер: 48кб.
    Часть текста: предложение для меня не совсем ново 3 . Я сам подумывал, с Вашей помощью, просто напечатать статью, возвращенную "Днями", -- в "Свободе" 4 . Но, собрав все силы для спокойного обсуждения, решил этого не делать, -- по следующим причинам: 1) Эмигрантская "масса" не читает "Свободу", след<овательно>, с моей статьей в этом случае ознакомится только в интерпретации "Дней" и "Посл<едних> Нов<остей>". А интерпретация будет сами знаете какая: с передержками и клеветами, ибо будут бить и по мне, и по "Свободе", на которую даже у Милюкова "зуб" за давнюю статью Арцыбашева 5 . Мое "разоблачение" утопят именно в глазах массы , -- а деятели и деяние выйдут невинными героями: вместо подсиживания -- получится реклама. 2) Если я, ближайший сотрудник "Дней", появлюсь с этим делом в "Свободе", -- то это опять же козырь для Кусковой и КR: вот видите, это такой вздор, что собственная газета от него отказалась -- и он побежал в чужую, которая неразборчива. 3) У меня есть еще отдаленная надежда несколько времени спустя (почему спустя -- долго и скучно объяснять) распропагандировать "папашу", т. е. в этом вопросе приобрести политически сильного союзника, а главное --...
    6. Ляшенко Л. М.: "…В том смысл стоянья на Сенатской"
    Входимость: 1. Размер: 56кб.
    Часть текста: 1825 года на Сенатской площади. В. Ф. Тимм (1853). Декабристы были последними военными заговорщиками… Но они сделались первыми идейными революционерами. П. Н. Милюков Дмитрий Сергеевич Мережковский предпочитал изъясняться с читателями не столько стихотворениями или эссе (хотя последних написал великое множество), сколько романами-трилогиями. В малые литературные формы близкие его сердцу идеи просто не укладывались. Стихотворения и эссе при этом добросовестно исполняли вспомогательную роль, дополняя то, что было высказано писателем в романах. Следует признать, что идеи Мережковского были настолько обстоятельны, даже космологичны, что действительно требовали достойного обоснования. Чтобы получить представление об их масштабности, достаточно обратиться к названиям трилогий и отдельных романов. «Христос и Антихрист», «Смерть богов», «Царство Зверя» – не правда ли, говорящие наименования? Мережковский размышляет в них о вере и безверии, о принципиальной возможности построить идеальное государство, где все граждане и, что не менее важно, власти живут по совести и правде. Причем совесть и правда подразумевались одни, – те, что выражены в произведениях писателя, а все,...
    7. Пильд Л.: "Наполеон" Д. Мережковского: право на историoсофию
    Входимость: 1. Размер: 26кб.
    Часть текста: направленных в адрес маститого литератора. Одна из основных причин недовольства критиков сочинениями Мережковского заключалась в том, что его художественно-философскую прозу они считали лишенной подлинного историзма. Так, например, В. Ходасевич полагал, что Мережковский никогда не выявляет различий между историческими эпохами, а всегда подчеркивает их сходство. В статье 1927 г., опубликованной в газете «Возрождение», Ходасевич писал: «Всякий историзм исключен Мережковским из сферы действия, как психологизм из сферы характеров <...> В своих “романах” Мережковский все время занят одним: наблюдает, как тень Христа ложится на души христиан <...> тогда как для исторического романиста важно различие эпох и явлений — Мережковскому важна схожесть»1. Статья Ходасевича была написана непосредственно после публикации романа Мережковского «Мессия» (1926–1927), где писатель, обращаясь к дохристианским восточным культурам и религиям, пытался выявить в них протохристианские черты. После выхода в свет книги «Наполеон»2,...
    8. Кириллова О.: Дмитрий Сергеевич Мережковский - русский символист между религиозным и эстетическим
    Входимость: 1. Размер: 18кб.
    Часть текста: Мережковского: это сказано "с длительным отзвуком, с прекрасной и строгой простотой" 3. Сразу же необходимо сделать методологическую оговорку: поставленная проблема будет рассматриваться исключительно с культурологической точки зрения, без заявок на исчерпывающее богословское толкование. В частности, нас интересует то место, которое Д. С. Мережковский отводил концепту эстетического в своей философской системе. Важно подчеркнуть очень простую мысль, кажется, никем не отмеченную прежде: Д. С. Мережковский - фактически единственный мыслитель эпохи символизма, в котором писатель-символист (декадент) и русский религиозный философ равноценны и равновелики, в котором ни одна из этих ипостасей не вытесняет вторую на начальном этапе, как это произошло с Вяч. Ивановым, З. Гиппиус, В. Розановым и другими. Поэтому Н. Бердяев в работе "Мережковский: Новое христианство" называет Мережковского в первой публикации одним из предтеч жизненного религиозного возрождения в сфере литературной , а во второй публикации - в сфере религиозной мысли 4. Закономерно, что ключевая в декадансе категория эстетизма преломляется в творчестве Мережковского в особом ракурсе. Определяя духовный путь Мережковского, многие исследователи акцентируют его ранний разрыв с эстетизмом в пользу религиозного мистицизма. Иными словами, на первый взгляд кажется, что Дмитрий Мережковский - это писатель-символист не "между религиозным и эстетическим", но в последовательном движении от эстетического к религиозному. Но если религиозная доктрина Д. С. Мережковского - концепт "Третьего Завета" излагается в его...
    9. Из переписки Ходасевича В. Ф. с Мережковскими. Мережковский Д. С. - Ходасевичу В. Ф. (1926-1927)
    Входимость: 1. Размер: 54кб.
    Часть текста: "Дни" за прекрасную статью М. О. Цетлина о "Верстах", где они меня защитили от Святополка Окаянного 1 . Я хотел бы поблагодарить самого Цетлина, да не знаю, где он сейчас, а на пересылку летних писем не очень надеюсь. Жду главы из "Мессии" в "Днях" 2 . Очень прошу Вас и Алданова, когда появится в "Днях" отзыв о новой книжке "Совр<еменных> Записок", то сделать так, чтобы не замалчивали "Мессию", как это делали до сей поры под благовидным, но недостаточным предлогом, что о романе-де "нельзя судить, пока он не кончен" 3 . Алданову я об этом тоже напишу. Посылаю Вам отзыв Томаса Манна обо мне из "Свободы" 4 . Отзыв этот в искаженном виде и на спине у Шмелева появился в "Возрождении" 5 . М<ожет> б<ыть>, найдете возможным напечатать его в "Днях" 6 . Мне дорого то, что там упоминается о "Тайне Трех", которую русские читатели так мало знают. Очень хотелось бы что-нибудь послать для первого номера "Нового Дома" 7 . Думал было послать перевод IV (мессианской) Эклоги Виргилия 8 . Но сейчас просмотрел и вижу, что без комментариев будет непонятно, а они были бы слишком громоздки, да и нет сейчас под рукой нужных материалов. Много у меня мыслей и о современной литературе; и все это легко бы сказал на словах, а писать разучился. И главное горе мое, что надо начинать Наполеона: со страшным трудом я уже передвинул "машину времени" на 3. 000 лет от Ахенатона -- 1350 г. до Р. Х. к 1800 по Р. Х., а еще передвигать на сто лет до наших дней почти невозможно 9 . Пусть же на меня не очень сетует милая Нина Николаевна, если не соберусь ничего дать для первой книжки. Ах, если бы...
    10. Каменский А. Б.: Реформы и их жертвы.
    Входимость: 1. Размер: 45кб.
    Часть текста: документы о «деле царевича Алексея», до той поры недоступные широкой публике. Лишь незадолго перед этим Россия пережила «Крымскую катастрофу» – одно из наиболее болезненных для национального самолюбия событий русской истории. Начиналось царствование Александра II, впереди были Великие реформы – освобождение крепостных крестьян и иные преобразования, ознаменовавшие начало новой исторической эпохи. Страна жила предчувствием перемен, и, как всегда бывает в подобные моменты, интерес к истории, в частности к тем ее эпизодам, которые власть тщательно скрывала от посторонних глаз, был особенно острым. Тем более что речь шла о времени, с которого началась новая Россия, времени, связанном с именем того, чье наследство, как казалось, так бездарно было растрачено потомками, проигравшими Крымскую войну. К середине XIX в. культ Петра I – преобразователя и творца России как великой европейской державы, труженика на троне, человека, создавшего ту культурную среду, в которой жили уже несколько поколений русских людей, прочно укрепился в общественном сознании. Возможно, точнее всех выразил это М. П. Погодин: «Какой нынче день? 1 января 1841 года –...